Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Глазов исторический»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Шумящая подвеска

Время создания
IX–XIII века
Место создания
городище Весьякар, Глазовский район, Удмуртия
Размер
3,1x15,9x0,3 см
Техника
бронза, литье
3
Открыть в приложении
#2
Шумящие подвески — это особый тип украшений, характерный для языческих племен. Их делали со множеством цепочек и привесок, которые во время движения издавали шум-шелест. Такие шумящие украшения, согласно поверьям, своим шумом и орнаментом защищали владельца от темных сил и будили его духов-защитников. Женщины крепили шумящие и звенящие подвески на виски, грудь, к поясу и обуви, защищая все возможные входы для нечистой силы. На подвесках часто изображали сакральные символы и стилизованные изображения животных и птиц, которые усиливали магические свойства талисманов. Утиные лапки были самым распространенным сюжетом на женских украшениях, они символизировали рождение мира от утицы и женское начало.
 
Шумящие подвески часто находят на раскопках памятников поломской и чепецкой археологических культур VII–XIII веков. Памятники Прикамья сохранили историю быта и верований предков северных удмуртов эпохи раннего Средневековья. В древних городищах Иднакар, Дондыкар, Весьякар и Гурьякар, названных по именам богатырей-героев удмуртского эпоса, обнаружено множество изделий декоративно-прикладного искусства, орудий труда и остатков жилищ.
 
Весьякарское городище находится в Глазовском районе Удмуртской Республики и занимает полгектара земли. С одной стороны оно было прикрыто линией оборонительных укреплений, а его культурный слой опускается в землю до двух метров. В нем и были найдены бронзовые шумящие подвески вместе с другими украшениями. Качество их исполнения говорит об умении местных мастеров обрабатывать цветные металлы. На реке Чепце нет залежей медных песчаников, поэтому сырьем для ювелиров служили заготовки. Слитки меди и бронзы привозили из рудных баз Приуралья, а серебряные монеты и слитки — из Средней Азии.
 
Средневековые модницы Удмуртии имели большой выбор украшений: серьги, пряжки, накладки, нагрудные застежки фибулы, браслеты, копоушки, височные кольца. Удмуртские ювелиры пользовались различными техниками: ковкой, чеканкой, штамповкой, вытягиванием проволоки. Многие находки представляют собой шедевры художественного искусства из цветного металла: подвеска-птица, подвеска-уточка, серьги с зернью. Женские украшения делали особенно тщательно, чтобы вложить в них магическую силу.
#4
1 / 2
Шумящая подвеска
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Шумящая подвеска

Время создания
IX–XIII века
Место создания
городище Весьякар, Глазовский район, Удмуртия
Размер
3,1x15,9x0,3 см
Техника
бронза, литье
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%