Шумящие подвески — это особый тип украшений, характерный для языческих племен. Их делали со множеством цепочек и привесок, которые во время движения издавали шум-шелест. Такие шумящие украшения, согласно поверьям, своим шумом и орнаментом защищали владельца от темных сил и будили его духов-защитников. Женщины крепили шумящие и звенящие подвески на виски, грудь, к поясу и обуви, защищая все возможные входы для нечистой силы. На подвесках часто изображали сакральные символы и стилизованные изображения животных и птиц, которые усиливали магические свойства талисманов. Утиные лапки были самым распространенным сюжетом на женских украшениях, они символизировали рождение мира от утицы и женское начало.
Шумящие подвески часто находят на раскопках памятников поломской и чепецкой археологических культур VII–XIII веков. Памятники Прикамья сохранили историю быта и верований предков северных удмуртов эпохи раннего Средневековья. В древних городищах Иднакар, Дондыкар, Весьякар и Гурьякар, названных по именам богатырей-героев удмуртского эпоса, обнаружено множество изделий декоративно-прикладного искусства, орудий труда и остатков жилищ.
Весьякарское городище находится в Глазовском районе Удмуртской Республики и занимает полгектара земли. С одной стороны оно было прикрыто линией оборонительных укреплений, а его культурный слой опускается в землю до двух метров. В нем и были найдены бронзовые шумящие подвески вместе с другими украшениями. Качество их исполнения говорит об умении местных мастеров обрабатывать цветные металлы. На реке Чепце нет залежей медных песчаников, поэтому сырьем для ювелиров служили заготовки. Слитки меди и бронзы привозили из рудных баз Приуралья, а серебряные монеты и слитки — из Средней Азии.
Средневековые модницы Удмуртии имели большой выбор украшений: серьги, пряжки, накладки, нагрудные застежки фибулы, браслеты, копоушки, височные кольца. Удмуртские ювелиры пользовались различными техниками: ковкой, чеканкой, штамповкой, вытягиванием проволоки. Многие находки представляют собой шедевры художественного искусства из цветного металла: подвеска-птица, подвеска-уточка, серьги с зернью. Женские украшения делали особенно тщательно, чтобы вложить в них магическую силу.
Шумящие подвески часто находят на раскопках памятников поломской и чепецкой археологических культур VII–XIII веков. Памятники Прикамья сохранили историю быта и верований предков северных удмуртов эпохи раннего Средневековья. В древних городищах Иднакар, Дондыкар, Весьякар и Гурьякар, названных по именам богатырей-героев удмуртского эпоса, обнаружено множество изделий декоративно-прикладного искусства, орудий труда и остатков жилищ.
Весьякарское городище находится в Глазовском районе Удмуртской Республики и занимает полгектара земли. С одной стороны оно было прикрыто линией оборонительных укреплений, а его культурный слой опускается в землю до двух метров. В нем и были найдены бронзовые шумящие подвески вместе с другими украшениями. Качество их исполнения говорит об умении местных мастеров обрабатывать цветные металлы. На реке Чепце нет залежей медных песчаников, поэтому сырьем для ювелиров служили заготовки. Слитки меди и бронзы привозили из рудных баз Приуралья, а серебряные монеты и слитки — из Средней Азии.
Средневековые модницы Удмуртии имели большой выбор украшений: серьги, пряжки, накладки, нагрудные застежки фибулы, браслеты, копоушки, височные кольца. Удмуртские ювелиры пользовались различными техниками: ковкой, чеканкой, штамповкой, вытягиванием проволоки. Многие находки представляют собой шедевры художественного искусства из цветного металла: подвеска-птица, подвеска-уточка, серьги с зернью. Женские украшения делали особенно тщательно, чтобы вложить в них магическую силу.