Икона-складень «Господь Вседержитель и Иоанн Предтеча» — две створки триптиха. Образы святых позлащены, фон выполнен из голубой эмали. Рамка каждой створки из белой эмали.
Центральная створка складня представляет собой литую металлическую пластину квадратной формы. Средняя часть створки, по-другому «средник», очерчена рамкой с орнаментом. Внутри нее помещено рельефное, четко проработанное поясное изображение Спаса Вседержителя. Основное место в композиции иконы занимает Иисус в образе Спаса Вседержителя или Пантократора.
Это один из шести основных иконографических типов изображения Сына Божьего, с Евангелием и благословляющей дланью (рукой). По обе стороны от Него обычно запечатлены Богоматерь и Иоанн Креститель. Далее могут располагаться другие всеблагие: архангелы, угодники, мученики, апостолы и так далее.
На правой иконке триптиха изображен Иоанн Предтеча. Иоанн Креститель (Предтеча) — одна из немногих библейских фигур, чье существование подтверждено фактами, которые признает официальная наука.
Складни или полиптихи существуют на Руси с давних пор. Старинные складни могли иметь разное количество створок, но не менее двух, изготовленных из дерева, кости или металла. Створки расписывались, украшались резными элементами, а также расписывались эмалью. Складни с двумя створками называются диптихами, состоящие из трех створок — триптихами, а из четырех — квадриптихами.
Считается, что складни на Руси появились в десятом столетии. Они привозились из Византии вместе с иконами, крестами и панагиями. Створки старинных складней закрывались встык. Прообразом, вероятно, стали Царские врата, закрывавшие ворота в традиционный церковный алтарь. Сначала складни на Руси изготавливались при мастерских храмов и монастырей. Сюжеты были разнообразны.
Икона-складень является необходимым атрибутом походной военной жизни донских казаков XVII–XIX веков, являясь походной иконой.
Фрагмент триптиха из коллекции Аксайского музея — двустворчатый, отсутствует левая створка. Переданы Гладченко Владимиром Дмитриевичем, бывшим директором музея.