Григорий Михайлович Штендер как профессиональный архитектор-реставратор мог с академической точностью изобразить древние новгородские постройки. Но как художник он стремился с помощью цвета и переплетения истории и сказаний передать личное, эмоциональное видение города и его судьбы. Он часто создавал собирательные образы из объектов, находившихся на одной территории примерно в один отрезок времени. Из-за особенностей стиля и самого художественного замысла их бывает сложно интерпретировать.
Григорий Михайлович Штендер — выдающийся архитектор-реставратор, исследователь древнерусского зодчества, вклад которого в изучение, восстановление и реставрацию шедевров новгородской архитектуры поистине неоценим.В 1953 году, после окончания Киевского инженерно-строительного института, Григорий Михайлович и его жена приехали в Новгород по распределению. Как и многие молодые специалисты, они рассчитывали отработать положенные три года и двинуться дальше. Но больно уж приглянулся Новгороду трудолюбивый и дотошный молодой человек, и город задержал его на всю жизнь.
Григорий Михайлович был по-настоящему предан памятникам архитектуры древнего Новгорода и все свои силы и время отдавал их спасению. Им были изучены более 30 храмов, монастырских построек, гражданских строений. Первой самостоятельной работой молодого исследователя стала реставрация церкви Параскевы Пятницы (XIII в). Штендеру удалось настолько убедительно реконструировать первоначальную композицию храма, искаженного многочисленными позднейшими перестройками, что эта работа вошла в научный оборот, в многочисленные монографии и пособия по истории русской архитектуры. А церковь Петра и Павла в Кожевниках (XV в.), где соавтором Штендера по проекту реставрации выступала Л.М. Шуляк, стала единственным классическим образцом новгородского зодчества периода его расцвета, которому удалось вернуть первоначальный облик.
Григорий Михайлович руководил восстановлением из руин и реставрацией памятника мирового значения — церкви Спаса на Нередице. Особой вехой в его деятельности стало изучение Софийского собора. Благодаря кропотливым исследованиям были сделаны открытия, имеющие чрезвычайную ценность для истории архитектуры и искусства. Их результаты позволили составить графическую и объемную реконструкцию древнерусского шедевра на первоначальную дату его возведения.
Реставрировал он также комплексы построек Знаменского и Никольского соборов, Антониева и Хутынского монастырей, Грановитую палату… Результатом изучения домонгольского зодчества в Новгороде стала диссертация «Архитектура Новгородской земли XI–XIII вв.», кроме того, он написал и опубликовал более 50 научно-исследовательских статей, прочел более 40 докладов и у нас, и за рубежом. Кстати, и такие древние города, как Киев, Полоцк, Псков, Смоленск также обязаны возрождением своих памятников Григорию Михайловичу.
Григорий Михайлович был по-настоящему предан памятникам архитектуры древнего Новгорода и все свои силы и время отдавал их спасению. Им были изучены более 30 храмов, монастырских построек, гражданских строений. Первой самостоятельной работой молодого исследователя стала реставрация церкви Параскевы Пятницы (XIII в). Штендеру удалось настолько убедительно реконструировать первоначальную композицию храма, искаженного многочисленными позднейшими перестройками, что эта работа вошла в научный оборот, в многочисленные монографии и пособия по истории русской архитектуры. А церковь Петра и Павла в Кожевниках (XV в.), где соавтором Штендера по проекту реставрации выступала Л.М. Шуляк, стала единственным классическим образцом новгородского зодчества периода его расцвета, которому удалось вернуть первоначальный облик.
Григорий Михайлович руководил восстановлением из руин и реставрацией памятника мирового значения — церкви Спаса на Нередице. Особой вехой в его деятельности стало изучение Софийского собора. Благодаря кропотливым исследованиям были сделаны открытия, имеющие чрезвычайную ценность для истории архитектуры и искусства. Их результаты позволили составить графическую и объемную реконструкцию древнерусского шедевра на первоначальную дату его возведения.
Реставрировал он также комплексы построек Знаменского и Никольского соборов, Антониева и Хутынского монастырей, Грановитую палату… Результатом изучения домонгольского зодчества в Новгороде стала диссертация «Архитектура Новгородской земли XI–XIII вв.», кроме того, он написал и опубликовал более 50 научно-исследовательских статей, прочел более 40 докладов и у нас, и за рубежом. Кстати, и такие древние города, как Киев, Полоцк, Псков, Смоленск также обязаны возрождением своих памятников Григорию Михайловичу.