По словам архимандрита Рафаила (Карелина), помянник — это «духовное поле, где мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших… и с их ангелами-хранителями», возможность уплатить долг усопшим, проверка веры и приготовление к собственной смерти.
Поминовение совершается на проскомидии, ектеньи, во время молебнов и панихид. Имена, которые должны непременно звучать на каждой службе в церкви или обители, заносятся в специальную тетрадь или книжку, которая и называется помянником, или синодиком. Списки монастырских синодиков составляют имена создателей обители и ее вкладчиков.
В синодике Успенского девического монастыря первым идет имя инока Ионы, известного также как Иоанн Власатый. По преданию, Иона уединенно жил на холме за границей Каргополя, и выкопал там родник, получивший название Волосатого. Еще в древности над родником установили часовню, совершали к нему крестные ходы накануне Иванова дня. Больные омывались родниковой водой, которая считалась целебной.
Далее перечислены имена вкладчиков. В зависимости от размеров вклада и статуса жертвователя имя вносилось на определенный срок или навсегда.
Вкладчиками были как жители Каргополя, так и царствующие особы; жертвовали не только денежные средства, но и книги, церковную утварь и облачения (или материю на них), скот, недвижимое имущество.
Немногочисленные сохранившиеся документы обители позволяют восстановить некоторые имена.
Бывший каргопольский мещанин, позже — санкт-петербургский купец — Фёдор Андреевич Серебренников в 1817 году завещал монастырю 2000 рублей. Другой мещанин-каргополец, Иван Ильич Федосеев, в 1856 году отписал двухэтажный дом на Колобовой Горке на Набережной улице с надворными постройками: черным двором, сараем, двумя хлевами, амбаром с каретником, баней и земельным участком.
Щедрой вкладчицей была Анна Михайловна Олонецкая, служившая у Ее Высочества Благоверной Государыни Царевны Герцогини Мекленбургской Екатерины Иоанновны.
Записаны в синодике и имена Великого князя Николая и Александры. Предположительно, речь идет о последнем императоре Российском Николае II и его супруге Александре Фёдоровне, которые могли сделать вклад в Успенский монастырь еще до своего восшествия на престол.