Фелонь, или риза, — часть священнического облачения, которое надевается поверх других одежд для отправления богослужений.
Во времена земной жизни Христа ризы представляли собой повседневную верхнюю одежду, какую носили и Сам Иисус, и Его ученики. Напоминает фелонь и багряницу, в которую облекли Спасителя воины и о которой бросали жребий у креста, — и служит, таким образом, напоминанием о Жертве Христовой. Облачение в нее сопровождается словами псалма «священиицы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возрадуются» (Пс.131:9).
Изначально фелони представляли собой мягкие накидки с круглым вырезом. В XVI–XVII веках в России край фелони стали делать из твердой парчи или более легкой ткани на жесткой подкладке, чтобы оплечия трапециевидно возвышались над плечами.
Несколько фелоней и стихарей попало в музей в 1920-х годах, в период закрытия храмов. К 1929 году относится поступление комплекта из двух стихарей и фелони из Успенской девической обители.
В музейных документах этот комплект значится как «подарок государыни монастырю», правда, без указания имени дарительницы. Предположительно, ей могла быть супруга Николая II Александра Фёдоровна. Бракосочетание последнего, на тот момент только провозглашенного императора Российского в Большой церкви Зимнего дворца совершилось в 1894 году, вскоре после кончины Александра III. Медовый месяц царственной четы проходил в атмосфере траурных мероприятий.
В этот период по заказу Александры Фёдоровны в монарших мастерских могли быть выполнены комплекты облачений и направлены в женские монастыри в качестве вклада.
Общий облик фелони символизирует сияние Божественной славы и крепости Божественного света: само греческое слово φαιλόνιο (φαινόλης) означает «светить, светиться». По этой причине в древности фелони изготавливали исключительно из материй белого цвета. В представленном экземпляре для придания сияния использована золотая и серебряная парча.
Голубой (как и синий) цвет традиционно считается в церковной практике цветом Богородицы, высшей чистоты и непорочности и ассоциируется с праздниками Рождества Пресвятой Богородицы, Введения во Храм, Благовещения, Ризоположения, Успения Божией Матери, Покрова, а также днями почитания богородичных икон.