Швейные машинки появились в деревне только во второй половине XIX века, до этого времени крестьянки шили одежду, домашнее бельё, полотенца и скатерти вручную. Если замужние женщины шили одежду для всей семьи, то девушки только для себя, чтобы к свадьбе сундук был полон приданого. Чтобы облегчить процесс шитья, использовали специальное приспособление, очень похожее по устройству на прялку, но гораздо меньшего размера. Называлось это приспособление «швейка». Даже с появлением швейных машин швейки не сразу ушли в прошлое и еще долго сосуществовали параллельно.
Как и прялка, швейка состояла из стойки высотой на плоском узком донце, которым ставилась на лавку. На верхушке стойки была маленькая подушечка, набитая льном или конским волосом, либо кусочек сукна, замши или кожи. У швейки, представленной в экспозиции, вместо подушечки прикреплён погон царской армии.
Швея садилась на донце швейки для придания ей большей устойчивости. Один конец ткани прикалывала булавкой к подушечке, второй — оттягивала левой рукой. Правой свободной рукой она прокладывала шов по натянутой поверхности ткани. Благодаря натяжению ткани увеличивалась скорость работы, а шов получался более аккуратный. Использовать швейку, можно было не только для сшивания ткани, но и для вышивки каймы, пришивания тесьмы и так далее.
Деревенские швейки бывали сплошными (корневыми, копыльными), т. е. изготовленными целиком из единого массива дерева — ствола и корневища. Другой вид — составная швейка, изготавливалась из двух соединённых вместе деревянных частей. Именно такова швейка, представленная в музее. Были и складные швейки, удобные для переноски.
Швейки, как и многие другие предметы крестьянского быта, старались сделать красивыми. Их изготавливали с точеной ножкой, в виде башенок, с ящичками для иголок и ниток, часто украшали резьбой и росписью. Красивую швейку мог сделать не только мастер, но и муж жене или дочери, парень девушке, сын матери. У швейки в экспозиции резная стойка выполнена в виде четырёхгранной и четырёхярусной башенки.