Фотографию сделал неизвестный автор в 1955 году. В кадре Василий Шукшин с однокурсниками Ким Эн Соль и Ирмой Рауш репетировали студенческий этюд.
С 1954 по 1960 год Шукшин учился на режиссерско-постановочном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в мастерской Михаила Ромма. Одногруппниками Шукшина были Валентин Виноградов, Александр Гордон, Александр Митта, Дина Мусатова, Ирма Рауш, Ким Эн Соль, Андрей Тарковский, Юлий Файт и другие.
О студенческих годах Шукшин вспоминал так: «В институт я пришел ведь глубоко сельским человеком, далеким от искусства. Мне казалось, всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт — в 25 лет, и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться, чрезвычайно».
Однокурсники и преподаватели тепло отзывались о Шукшине. Гордон в книге «Не утоливший жажды» писал: «Вася Шукшин был яркой фигурой нашего курса, человеком, непохожим ни на кого из нас. Первые два года носил морской китель из темно-синей диагонали с черными „гражданскими“ пуговицами, на ногах — военные сапоги. У него был тонкий слух, и он на всю жизнь сберег свой неподражаемый говор, интонацию, сознательно не портя правильной литературной речью. Это случай редкий. И поправлять его никто не решался, наоборот, это нравилось. Шукшин стал любимцем не только нашей мастерской, но почти всех студентов режиссерского и актерского отделения. Отлично помню его первый немой этюд, точнее, этюд с воображаемыми предметами. В руках у актера нет ни ручки, ни пера, ни молотка, ни топора. Но из его действий мы должны понять, что он показывает, чем занимается. Итак, выходит Вася на сценическую площадку, осматривается, сбрасывает с плеча воображаемый предмет — догадываемся: пиджак. Снимает с плеча „косу“, точит ее о „брусок“, привязанный к поясу, начинает махать косой, воображаемой, и постепенно, размеренными шагами двигается по „полю“. Видно, знает это дело хорошо. Шаг за шагом, „косу“ нажимает на „пяточку“ и идет. Притомившись, садится отдохнуть, перекурить — и все в том же ключе: достает из кармана „кисет“, насыпает „табаку“, скручивает „цигарку“, послюнив ее, прикуривает и делает довольный выдох, смахивая ладонью пот со лба… А мы, зрители, полностью вошли в его мир, оказались в поле, чувствуем свежий запах скошенной травы. Как магнитом притягивал он к себе зрительское внимание, не делая при этом никаких особых усилий. Затаив дыхание, сидели на прогонах или экзаменах опытные педагоги и студенты других курсов: на их глазах рождался новый талант. Таких талантливых от Бога людей называют самородками».
С 1954 по 1960 год Шукшин учился на режиссерско-постановочном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в мастерской Михаила Ромма. Одногруппниками Шукшина были Валентин Виноградов, Александр Гордон, Александр Митта, Дина Мусатова, Ирма Рауш, Ким Эн Соль, Андрей Тарковский, Юлий Файт и другие.
О студенческих годах Шукшин вспоминал так: «В институт я пришел ведь глубоко сельским человеком, далеким от искусства. Мне казалось, всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт — в 25 лет, и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться, чрезвычайно».
Однокурсники и преподаватели тепло отзывались о Шукшине. Гордон в книге «Не утоливший жажды» писал: «Вася Шукшин был яркой фигурой нашего курса, человеком, непохожим ни на кого из нас. Первые два года носил морской китель из темно-синей диагонали с черными „гражданскими“ пуговицами, на ногах — военные сапоги. У него был тонкий слух, и он на всю жизнь сберег свой неподражаемый говор, интонацию, сознательно не портя правильной литературной речью. Это случай редкий. И поправлять его никто не решался, наоборот, это нравилось. Шукшин стал любимцем не только нашей мастерской, но почти всех студентов режиссерского и актерского отделения. Отлично помню его первый немой этюд, точнее, этюд с воображаемыми предметами. В руках у актера нет ни ручки, ни пера, ни молотка, ни топора. Но из его действий мы должны понять, что он показывает, чем занимается. Итак, выходит Вася на сценическую площадку, осматривается, сбрасывает с плеча воображаемый предмет — догадываемся: пиджак. Снимает с плеча „косу“, точит ее о „брусок“, привязанный к поясу, начинает махать косой, воображаемой, и постепенно, размеренными шагами двигается по „полю“. Видно, знает это дело хорошо. Шаг за шагом, „косу“ нажимает на „пяточку“ и идет. Притомившись, садится отдохнуть, перекурить — и все в том же ключе: достает из кармана „кисет“, насыпает „табаку“, скручивает „цигарку“, послюнив ее, прикуривает и делает довольный выдох, смахивая ладонью пот со лба… А мы, зрители, полностью вошли в его мир, оказались в поле, чувствуем свежий запах скошенной травы. Как магнитом притягивал он к себе зрительское внимание, не делая при этом никаких особых усилий. Затаив дыхание, сидели на прогонах или экзаменах опытные педагоги и студенты других курсов: на их глазах рождался новый талант. Таких талантливых от Бога людей называют самородками».