Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Человек и Сахалин глазами Антона Чехова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Штурвал

Время создания
начало XX века
Место создания
Россия
Размер
диаметр — 90 см
Техника
дерево, металл, точение, фрезеровка, шлифовка, сверление, склеивание
1
Открыть в приложении
#8
Штурвал
#2
Самые первые штурвалы были на судах настолько давно, что о точном времени их появления, как и о том, кто был изобретателем первого рулевого колеса, сейчас очень сложно сказать что-то определённое. Считается, что впервые штурвалы стали использоваться на голландских торговых судах — флейтах, первое из которых вышло в открытое море в 1595 году, а сконструировал его мастер-корабел Питер Янсзон Лиорн из городка Хорн.
 
О нидерландском происхождении штурвала говорит также само название рулевого колеса: «stuur» переводится с голландского как «руль», а «wiel» — «колесо».
Вполне вероятно, что и до «официального» выхода в свет существовали некие подобия рулевых колес: находки, напоминающие прото-штурвалы, датируются XII веком.
#3
Массовое появление рулевого колеса на плавательных средствах началось после 1664 года, и произошло это благодаря нидерландскому судостроению. В Голландии свершился зрелищный выход в море военного корабля «Королева Екатерина», оснащенного сотней пушек. А примерно через столетие у берегов Свири и в водах Финского залива постройкой флейт занимался и император Петр Первый.
Судовой штурвал состоит из 4-х элементов:
#7
  • Ступица
  • Внешний обод
  • Спицы
  • Рукояти
#4
Принцип работы первых штурвалов был очень простым. Прочный канат оборачивался в несколько узлов и закреплялся на оси рулевого колеса. Оба конца каната опускались вниз сквозь палубы, проходили через блоки и крепились к румпелю. Когда штурвал поворачивался, один конец каната натягивался и перемещал румпель, и так менялся курс корабля.
 
Управление штурвалом нельзя было назвать легкой работой. Из-за громоздкой конструкции и крайне ненадежных блоков вести корабль приходилось вдвоем, а для больших судов требовалась команда из четырех человек.

#5
Со временем конструкция штурвалов претерпевала многие изменения. В XIX веке управлять судном стало проще за счет внедрения рулевых машин и уменьшения диаметра колеса. Еще позднее тросы заменили на шестерни и гидравлические усилители.
 
В экспозиции музея представлен для посетителей тематический блок «Палуба», который иллюстрирует путешествие А.П. Чехова на Сахалин и обратно водным путем на пароходах «Добровольного флота» — одного из крупнейших судоходных обществ в Российской империи, созданного для содействия русскому торговому мореходству на пожертвования.
 
Исключительным правом Добровольного флота было впервые организованное его судами регулярное товаро-пассажирское сообщение между Одессой и российскими портами на Тихом океане. Важную роль играли перевозки переселенцев во Владивосток (около 90 тысяч человек в 1883–1906 годах) и ссыльных на остров Сахалин.
#6
В русско-японскую войну 1904–1905 годов и в Первую мировую войну 1914–1918 годов часть пароходов Добровольного флота была вооружена и использовалась в качестве военных кораблей, а другие служили госпитальными и транспортными судами (в 1905–1906 годах перевозили на родину войска и пленных с Дальнего Востока). 

После Октябрьской революции 1917 года суда Добровольного флота, находившиеся в портах бывших союзников России по войне, были реквизированы. 

В Гражданскую войну 1917–1922 годов пароходы Добровольного флота использовались при эвакуации «Русской армии» из Крыма (1920 год) и Земской рати из Владивостока (1922 год), впоследствии они были либо проданы, либо брошены; оставшиеся в России пароходы Добровольного флота были национализированы.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Штурвал

Время создания
начало XX века
Место создания
Россия
Размер
диаметр — 90 см
Техника
дерево, металл, точение, фрезеровка, шлифовка, сверление, склеивание
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%