Автором данной картины является художник Федор Павлович Усыпенко. Родился он 8 ноября 1917 г. в селе Водяное, Таврической губернии (ныне Запорожская область). Был воспитанником Талицкого детского дома. В 1940–1941 гг. обучался в Киевском государственном художественном институте. Участвовал в Великой Отечественной войне и был награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. В 1951 г. был избран членом Союза художников СССР. Был художником-баталистом, и нередко в своих работах отражал то, что лично видел. Работал также над диорамами и панорамами, в частности, участвовал в восстановлении диорамы «Бородинская битва» Ф.А. Рубо, за что получил Золотую медаль имени М.Б. Грекова в 1968, а также являлся одним из художников, создававших первую панораму «Сталинградская битва» для музея в Волгограде. Стал заслуженным художником РСФСР в 1968 году и народным художником Российской Федерации в 1996 году.
Штурм Измаила в 1790 году
Усыпенко Федор Павлович
На представленной картине художник изобразил штурм крепости Измаил под командованием А.В. Суворова 11 (22) декабря 1790 г. Это сражение является один из эпизодов Русско-турецкой войны 1787–1791 гг., причиной которой стали территориальные и стратегические разногласия между Российской империей, Священной Римской империей и Османской империей. Война закончилась победой России в 1791 г. и подписанием Ясского мира, согласно которому Крым окончательно переходит под контроль российского государства, а территории Западного Едисана (междуречье Днестра и Южного Буга) вошли в состав страны. В ходе это войны был совершён штурм крепости Измаил под командованием А.В. Суворова 11 декабря 1790 г.
Современный вид крепости Измаил
Данная крепость была настолько мощно укреплена, что практически все попытки штурма русскими войсками заканчивались неудачей. Накануне продумывался план и шла подготовка русских войск к штурму. Турецкий гарнизон знал о предстоящем нападении, поэтому тоже были готовы к отражению неприятельской атаки. Штурм крепости начался ранним утром с выстрела сигнальной ракеты, а после семи утра с стороны реки Дунай произошла высадка десанта. После кровопролитного, но успешного боя для русских войск, неприятель был вытеснен из крепостных верхов, вскоре начались бои внутри крепости. В два часа колонны русских войск проникли в центр крепости, а через два стихли последние выстрелы, ознаменовавшие победу русских войск. А.В. Суворов назначил комендантом города М.И. Кутузова.
На картине изображён тот самый момент начала штурма крепости ранним утром. Справа, на переднем плане, изображена пушка, из которой русские артиллеристы производят сигнальный выстрел к атаке. Слева показан А.В. Суворов, восседающий на своём белом коне Мишке, а по правую руку от него находится М.И. Кутузов. Рядом с ними изображены русские солдаты и офицеры, штурмующие бастионы и стены пылающей турецкой крепости Измаил. В правой части картины расположена река Дунай, на которой можно увидеть очертания лодок десантирующийся войск.
В целом, живописец отобразил лишь один фрагмент боя, но благодаря множеству деталей, например, дыму, охватывающему все пространство картины, и скучности наступающих русских войск, ему удалось передал весь характер одной из ожесточённых и героических событий этой войны.