В собрании Исторического музея хранится шпалера «Европа» из серии «Страны света». Всего их было четыре: они аллегорически изображали Европу, Азию, Африку и Америку. Эту серию дважды повторяли на мануфактуре в 1740-х годах. Шпалеры выполнены русскими мастерами.
Во время двухлетнего путешествия по странам Западной Европы в 1716–1717 годах царь Петр I со свитой дипломатов побывал при дворах в Гамбурге, Берлине, Париже. Посещая королевские дворцы Западной Европы, государь по достоинству оценил красоту убранства парадных королевских покоев европейских монархов. Особенно ему понравились шпалеры, украшавшие стены дворцов.
Вернувшись из европейского путешествия, Петр I приказал основать в Петербурге императорскую шпалерную мануфактуру. В 1716 году в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами, мастерами всемирно известной французской Королевской мануфактуры Гобеленов. В следующем, 1717 году они прибыли в Петербург. Знаковую роль в развитии шпалерного искусства в России сыграл француз Филипп Бегагль Младший, обучивший русских мастеров Петербургской мануфактуры, которые уже в 1720 году показали царю свои первые работы.
Шпалерой называется безворсовый настенный ковер с сюжетным или орнаментальным узором. Производство таких изделий было длительным и трудоемким процессом. Прежде всего нужно было создать картон, то есть эскиз рисунка ковра в натуральную величину. Затем его передавали в ткацкую мастерскую. Шпалеру изготавливали в двух техниках: готлисс — на вертикальном ткацком стане, и басслис — на горизонтальном. Ткач создавал узор цветными, шерстяными, шелковыми или металлическими нитями, воспроизводя рисунок картона. При готлиссной технике рабочее место ткача находилось с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляли концы нитей. Изображение с картона переносили на кальку, а с нее — на ковер. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны — зеркало. Раздвинув нити основы, мастер мог проверить точность работы по картону.
Уже к середине XVIII века на Петербургской шпалерной мануфактуре производили большое количество шпалер, которые по качеству ничем не уступали европейским.
Во время двухлетнего путешествия по странам Западной Европы в 1716–1717 годах царь Петр I со свитой дипломатов побывал при дворах в Гамбурге, Берлине, Париже. Посещая королевские дворцы Западной Европы, государь по достоинству оценил красоту убранства парадных королевских покоев европейских монархов. Особенно ему понравились шпалеры, украшавшие стены дворцов.
Вернувшись из европейского путешествия, Петр I приказал основать в Петербурге императорскую шпалерную мануфактуру. В 1716 году в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами, мастерами всемирно известной французской Королевской мануфактуры Гобеленов. В следующем, 1717 году они прибыли в Петербург. Знаковую роль в развитии шпалерного искусства в России сыграл француз Филипп Бегагль Младший, обучивший русских мастеров Петербургской мануфактуры, которые уже в 1720 году показали царю свои первые работы.
Шпалерой называется безворсовый настенный ковер с сюжетным или орнаментальным узором. Производство таких изделий было длительным и трудоемким процессом. Прежде всего нужно было создать картон, то есть эскиз рисунка ковра в натуральную величину. Затем его передавали в ткацкую мастерскую. Шпалеру изготавливали в двух техниках: готлисс — на вертикальном ткацком стане, и басслис — на горизонтальном. Ткач создавал узор цветными, шерстяными, шелковыми или металлическими нитями, воспроизводя рисунок картона. При готлиссной технике рабочее место ткача находилось с изнаночной стороны ковра, на которой закрепляли концы нитей. Изображение с картона переносили на кальку, а с нее — на ковер. За спиной у ткача размещался картон, а с лицевой стороны — зеркало. Раздвинув нити основы, мастер мог проверить точность работы по картону.
Уже к середине XVIII века на Петербургской шпалерной мануфактуре производили большое количество шпалер, которые по качеству ничем не уступали европейским.