Перед вами шлемофон, которым во время лётной практики пользовался первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Гагарин приехал в Саратов в 1954 году, чтобы учиться в Саратовском индустриальном техникуме. Будучи студентом четвертого курса, он узнал, что в городе есть аэроклуб. Продолжая учиться в техникуме, Юрий стал курсантом саратовского аэроклуба ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). После длительной наземной теоретической подготовки, в феврале 1955 года, началась летная практика. На практике студенты носили летные комбинезоны, кожаные шлемофоны, на руках — кожаные перчатки-краги. В 1955 году курсант Гагарин совершил свой первый самостоятельный полет, получив за него отметку «отлично».
После окончания техникума Юрий Гагарин остался в Саратове еще на восемь месяцев, чтобы закончить обучение в аэроклубе. В 1955 году у него на руках было два диплома с отличием: об окончании индустриального техникума и об окончании аэроклуба. Чтобы осуществить давнюю мечту, Гагарин уехал учиться в Оренбургское летное военное училище, после окончания которого он получил направление в военно-морскую авиацию в Заполярье. Но позднее он вновь оказался на Саратовской земле: именно здесь, под Саратовом, он приземлился, совершив исторический первый полет в космос. После легендарного полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года сотрудники музея связались по телефону с работниками аэроклуба, и на следующий день в музей по акту были переданы: «Комбинезон х/б, шлемофон летный, ботинки парашютные, защитные очки, подшлемник, перчатки с крагами». На обратной стороне акта сохранилась запись: «Всеми этими вещами пользовались курсанты аэроклуба в 1954–55 гг. группы летчика-инструктора Мартьянова. В этой же группе обучался летному мастерству Ю.А. Гагарин».
Также в музей поступил самолет Як-18, на котором учился летать Юрий Гагарин. Самолет стал раритетом космической коллекции музея. Он был передан в музей с надписями: «На этом самолете в 1955 г. учился летать Ю. А. Гагарин» — на правом борту — и «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба» — на левом. Музей получил официальный документ, подтверждающий передачу самолета на вечное хранение «в ознаменование успешного полета советского человека майора Гагарина Юрия Алексеевича в космос».
После окончания техникума Юрий Гагарин остался в Саратове еще на восемь месяцев, чтобы закончить обучение в аэроклубе. В 1955 году у него на руках было два диплома с отличием: об окончании индустриального техникума и об окончании аэроклуба. Чтобы осуществить давнюю мечту, Гагарин уехал учиться в Оренбургское летное военное училище, после окончания которого он получил направление в военно-морскую авиацию в Заполярье. Но позднее он вновь оказался на Саратовской земле: именно здесь, под Саратовом, он приземлился, совершив исторический первый полет в космос. После легендарного полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года сотрудники музея связались по телефону с работниками аэроклуба, и на следующий день в музей по акту были переданы: «Комбинезон х/б, шлемофон летный, ботинки парашютные, защитные очки, подшлемник, перчатки с крагами». На обратной стороне акта сохранилась запись: «Всеми этими вещами пользовались курсанты аэроклуба в 1954–55 гг. группы летчика-инструктора Мартьянова. В этой же группе обучался летному мастерству Ю.А. Гагарин».
Также в музей поступил самолет Як-18, на котором учился летать Юрий Гагарин. Самолет стал раритетом космической коллекции музея. Он был передан в музей с надписями: «На этом самолете в 1955 г. учился летать Ю. А. Гагарин» — на правом борту — и «Краеведческому музею от Саратовского аэроклуба» — на левом. Музей получил официальный документ, подтверждающий передачу самолета на вечное хранение «в ознаменование успешного полета советского человека майора Гагарина Юрия Алексеевича в космос».