Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Шлемофон маршала авиации Жаворонкова С.Ф.

Время создания
1941-1945 годы
Размер
30х23 см
Техника
кожа
4
Открыть в приложении
#2
Шлем авиационный (лётный), шлемофон (в официальной авиационной документации СССР/РФ принят термин «ЗШ» — защитный шлем) — головной убор, индивидуальное средство защиты, предохраняющий владельца от механических повреждений (травм) головы и повышенного шума, а также для правильного взаимодействия с воздушным потоком при катапультировании. Шлемофон оборудован средствами двусторонней связи и рассчитан на подсоединение защитных очков и кислородной маски. Для различных категорий личного состава (персонала) выпускаются различные по исполнению типы и модификации шлемофонов, а также их летние и зимние варианты.
#3

Виды

#4
Летчик-истребитель ВВС РККА
Полетная одежда летчиков ВВС РККА относилась к категории специального обмундирования. Состав зимнего и летнего комплектов полетного обмундирования определялся приказами НКО СССР № 30 и 101 от 1936 года.

Например, к предметам зимней спецодежды летно-подъемного состава ВВС РККА относились: хлопчатобумажный меховой комбинезон, кожаный зимний шлем на меху, шерстяной подшлемник, маска для лица (предназначена для полетов на самолетах без «фонаря» — стеклянной кабины пилота), полетные очки, кожаные зимние перчатки на меху, меховые унты.
#5
В начале 1940-х годов из всех кожаных меховых лётных шлемов только малая часть являлась шлемофонами, оборудованными гарнитурой для подключения к бортовой самолётной радиосети. Лишь с 1944 года в советской военной авиации входят в употребление летние и зимние кожаные шлемофоны с постоянно вмонтированными наушниками.
#6
Фото. Лётчик Покрышкин А.И. (1941)
Первый трижды Герой Советского Союза (1943, 1944, 1944), маршал авиации (1972)
Зимний шлемофон образца 1940 года (без телефонно-ларингофонной гарнитуры) был из коричневого или черного шеврета — мягкой кожи хромового дубления, выделанной из шкур овец. Его подкладку делали из коричневой мелкой мерлушки. Шлем имел один верхний и два боковых ремешка, которые служили для крепления наушников. Уши зимнего шлемофона были длиннее, чем летнего, и имели специальные, прикрытые клапанами отверстия для застежки.
#7
Изначально кожаный шлем был в летнем и зимнем варианте, с ларингофонами и без. Однако с 1940-го года летний вариант был заменён на шлем из хлопчатобумажной кирзы на байке. Зимний шлем остался без изменений.
#8
К шлемофону прилагались защитные очки. Отечественные очки не изменили своей конструкции. Однако иногда в частях появлялись трофейные немецкие очки, а с 1943-го года — и американские очки «Вильямс».
#9
ЗШ-10 с системой индикациидля Су-57 (ОКБ «Электроавтоматика», 2015)
Позднее на кожаные шлемы стали надевать защитные шлемы. В настоящее время ЗШ является единым изделием. Также в современные шлемы встраиваются различные навигационные приборы, датчики и экраны для вывода данных.

#10
Кроме того, до настоящего времени на маломанёвренных или дозвуковых летательных аппаратах военного назначения достаточно широко применяются кожаные шлемофоны либо гарнитура. В гражданской авиации используются преимущественно гарнитура, реже — шлемофоны, а пластиковые ЗШ вообще никогда не применяются. Для инженерно-технического состава авиации промышленностью выпускаются мягкие защитные шлемы летние и зимние, оборудованные средствами связи или без таковых.
#11
Маршал авиации Жаворонков С.Ф.
Жаворонков Семён Фёдорович (11 (23) апреля 1899, д. Сидоровская Кинешемского уезда Костромской губернии — 6 июня 1967, Москва) — советский военачальник, маршал авиации (1944). Командующий авиацией Военно-Морского Флота в 1939–1946 годах. В 1949–1957 годах руководил гражданской авиацией Советского Союза.
  
#12
Долгое время считалось, что Жаворонков С.Ф. родился в деревне Сидоровская, которая вошла в состав города Вичуги. Однако согласно метрической книги Казанской церкви села Бахарево Кинешемского уезда Костромской губернии стало известно, что он родился в крестьянской семье 22 (10) апреля 1899 года в деревне Сидоровская Шевалдовской волости Кинешемского уезда Костромской губернии. Данная деревня Сидоровская с 1935 по 1963 г. и с 1965 по 1970 г. была в составе Лухского района, а с 1972 года снята с учета, объединена с селом Бахарево Шилекшинского сельского поселения Кинешемского района Ивановской области.

После окончания начальной сельской школы, в 11 лет пошел работать на фабрику. С 1911 года он работал на текстильных фабриках — сначала в Тезино, а с 1914 года в Бонячках, проборщиком. Работая на фабрике Коноваловых в Бонячках он вел активную политическую и общественную работу среди молодежи.
 
В марте 1917 года вступил в РСДРП (б), а в июле стал одним из организаторов и руководителей первого вичугского кружка «Союз рабочей молодежи имени III Интернационала»». В сентябре 1917 года вступил в Красную Гвардию и активно участвовал в революционных событиях.

#13
Политкомиссар 29-го стрелкового полка 7-й Владимирской стрелковой дивизии Жаворонков С.Ф. 1920 год
В сентябре 1918 года, в ходе волны мобилизации вступил в ряды Красной Армии. Участвовал в боях на различных фронтах Гражданской войны: на Восточном фронте против войск адмирала А.В. Колчака в районе Воткинска и Ижевска (в марте — апреле 1919 года); на Южном фронте воевал с войсками генерала А.И. Деникина (в июле 1919 г.); участвовал в ликвидации бандформирований в районе Глухова и Конотопа (в январе 1920 г.); на Юго-Западном фронте против белополяков, затем выходил из окружения из района Коростеня (с марта 1920 г.); принимал участие в Киевской операции и наступлении Юго-Западного фронта, в освобождении Ковеля (в мае — августе 1920 г.). По окончании Советско-польской войны 1920 года участвовал в ликвидации банд генерала С.Н. Булак-Балаховича, затем боролся с махновскими отрядами в районе Золотоноши и в Полтавской губернии.
#14
В Военно-Воздушные Силы страны Жаворонков пришёл после окончания Военно-политической академии РККА имени Н. Г. Толмачёва в 1926 году. Дальше были курсы усовершенствования комсостава при военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, под Севастополем.
#15
Жаворонков С.Ф. — командир
5-го тяжелого авиационного бомбардировочного корпуса. 1937 год
После окончания в 1936 году оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского был назначен командиром 101-й тяжелобомбардировочной авиабригады ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (Чита), с июля 1937 года — командиром 5-го тяжелобомбардировочного авиационного корпуса Забайкальского военного округа. С 1937 года — заместитель, а в 1938–1939 годах — командующий ВВС Тихоокеанского флота.

 Участвовал в боевых действиях у озера Хасан летом 1938 года.

С июля 1939 года — начальник ВВС Военно-Морского флота.

Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 годов.

4 июня 1940 года Жаворонкову С.Ф. присвоено звание «генерал-лейтенант авиации».
#16
Командующий авиацией Военно-Морского Флота Жаворонков С.Ф.
В годы Великой Отечественной войны был автором и ответственным организатором задачи по нанесению самолётами -торпедоносцами ДБ-3Т ударов по Берлину в ответ на бомбардировки Ленинграда и Москвы.

 Так, с 7 августа до 4 сентября 1941 года на Берлин было произведено девять рейдов. Было сброшено 311 бомб общим весом 36 тонн (британская авиация за весь 1941 год сбросила на Берлин всего 35 тонн бомб). За разработку и руководство этой операцией был награждён орденом Красного Знамени.

Также руководил авиацией Краснознаменного Балтийского флота в период защиты Ленинграда от массированных налетов, лично уделял внимание созданию воздушного прикрытия над Ладогой для обороны «Дороги жизни». Находился на фронте при проведении Тихвинской наступательной операции.
#17
С осени 1941 года и особенно в 1942 году на Северном флоте лично организовывал воздушное прикрытие союзных арктических конвоев и военно-морских баз при разгрузке пришедших транспортов с грузами по ленд-лизу.

Во время Керченско-Эльтигенской операции, проходившей с 31 октября по 10 декабря 1943 года, С.Ф. Жаворонков проявил особую заинтересованность в разработке и осуществлении её авиационного прикрытия. Авиация сыграла большую роль в успешном проведений данной операции.
 
С 1944 года под руководством Жаворонкова С.Ф. началось воздушное наступление над Балтийским морем.
 
В феврале 1945 года, по заданию советского правительства, он обеспечил перелет в Советский Союз делегаций стран-участниц Ялтинской конференции.
#18
На подписании договора о воздушном сообщении между СССР и Австрией
(Начальник ГУГВФ Жаворонков С.Ф. жмет руку министру иностранных дел Австрии Фиглю), 1955 год
После войны в декабре 1946 года был переведён заместителем начальника в Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. В 1949 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С сентября 1949 по 1957 год — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. С 1957 года — вновь первый заместитель начальника Главного управления ГВФ.
   
#21
С 25 мая по 2 июня 1958 года был председателем 52-й Генеральной конференции ФАИ, проходившей в Москве (единственная конференция, прошедшая в Российской империи, СССР, РФ).
#19
Участники 1-го слета ветеранов вичугского комсомола (во 2 ряду Жаворонков С.Ф. и Виноградова М.И.), 1966 год
С ноября 1959 года в запасе по состоянию здоровья. Жил в Москве. Продолжал заниматься научной деятельностью в «Аэрофлоте», работал над мемуарами (но окончить их не успел).

Постоянно поддерживал связь с малой родиной, приезжал в город Вичугу. Неоднократно посещал фабрику им. В.П. Ногина, где начинал свою трудовую и партийную работу. Часто выступал перед молодежью в профтехучилище № 12 им. Е. Виноградовой и школах города. 
#20
Умер 8 июня 1967 года в Москве. Погребён в некрополе Нового Новодевичьего кладбища — в московских Хамовниках при Новодевичьем монастыре.
#22
читать дальшескрыть

Шлемофон маршала авиации Жаворонкова С.Ф.

Время создания
1941-1945 годы
Размер
30х23 см
Техника
кожа
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%