К жанру пейзажа обращались мастера во всех четырех центрах лаковой живописи. Но если в Палехе, Холуе и Мстёре он был частью композиции — красивым фоном, дополняющим сюжет, — то в Федоскине пейзаж приобрел самостоятельное значение. В немалой степени этому послужила красота самого поселка, который живописно раскинулся на берегу подмосковной речки Учи.
За долгую историю промысла стиль пейзажной живописи постоянно менялся. Уже в миниатюрах фабрики Лукутиных появлялись природные мотивы — это были копии известных живописных полотен. Со временем жанр развивался и обогащался, и сегодня работы федоскинских мастеров открывают целый мир образов. У каждого художника свой любимый мотив: это и таинственные лесные чащобы, где можно встретить сказочных духов, и исчезнувшие древнерусские города, и величественные архитектурные виды, и лирические пейзажи среднерусской полосы. Игорь Исаев, Александр Федоров, Татьяна Дмитриева, Владимир Монашов, Сергей Козлов — это лишь немногие из современных художников, кто воспевает красоту родной земли.
Миниатюру «Стог» написал Сергей Козлов в 1980 году. Художник выбрал для своей работы вертикальный формат шкатулки. Центром композиции стал стог сена — мастер выполнил его с помощью сусального золота, наклеенного на тонкие нити подсохшего лака. Случайная техническая находка оказалась необычайно эффектной: живопись светится так ярко, будто сухая трава впитала в себя теплую энергию солнца. Вдали, на берегу реки, художник изобразил небольшую деревеньку с избами, где в окошках зажигается вечерний свет — символ радости и уюта. По обоим берегам речки расположились рыбаки, а чуть ближе на лугу пасутся коровы.
Природа в федоскинских миниатюрах выглядит простой и живой, однако для достижения этой кажущейся простоты художники работают над одной росписью месяцами. Дело в том, что в пейзажах лаковой живописи есть свои особенности по сравнению с обычными картинами: они изначально размещаются не на плоскости, а на объемном предмете. Такие композиции должны обладать внутренней замкнутостью и быть соразмерными самой вещи, хотя в отдельных случаях допускается и перетекание изображения на соседние грани коробочки или шкатулки.
За долгую историю промысла стиль пейзажной живописи постоянно менялся. Уже в миниатюрах фабрики Лукутиных появлялись природные мотивы — это были копии известных живописных полотен. Со временем жанр развивался и обогащался, и сегодня работы федоскинских мастеров открывают целый мир образов. У каждого художника свой любимый мотив: это и таинственные лесные чащобы, где можно встретить сказочных духов, и исчезнувшие древнерусские города, и величественные архитектурные виды, и лирические пейзажи среднерусской полосы. Игорь Исаев, Александр Федоров, Татьяна Дмитриева, Владимир Монашов, Сергей Козлов — это лишь немногие из современных художников, кто воспевает красоту родной земли.
Миниатюру «Стог» написал Сергей Козлов в 1980 году. Художник выбрал для своей работы вертикальный формат шкатулки. Центром композиции стал стог сена — мастер выполнил его с помощью сусального золота, наклеенного на тонкие нити подсохшего лака. Случайная техническая находка оказалась необычайно эффектной: живопись светится так ярко, будто сухая трава впитала в себя теплую энергию солнца. Вдали, на берегу реки, художник изобразил небольшую деревеньку с избами, где в окошках зажигается вечерний свет — символ радости и уюта. По обоим берегам речки расположились рыбаки, а чуть ближе на лугу пасутся коровы.
Природа в федоскинских миниатюрах выглядит простой и живой, однако для достижения этой кажущейся простоты художники работают над одной росписью месяцами. Дело в том, что в пейзажах лаковой живописи есть свои особенности по сравнению с обычными картинами: они изначально размещаются не на плоскости, а на объемном предмете. Такие композиции должны обладать внутренней замкнутостью и быть соразмерными самой вещи, хотя в отдельных случаях допускается и перетекание изображения на соседние грани коробочки или шкатулки.