Поверхность шкатулки прямоугольной формы оклеена малахитом в стиле русская мозаика. Внутренняя поверхность шкатулки и откидной крышки на шарнирах выстелена белой ватой и обита красным атласом с перетяжкой мелкими круглыми «пуговками», пришитыми нитками. На внутренней части верхнего периметра — латунная рамка; шкатулка закрывается на внутренний замочек маленьким ключом.
Малахитовые шкатулки были популярным аксессуаром будуаров дам XIX столетия. Они обычно использовались для хранения бижутерии и ювелирных изделий, для лучшей их сохранности внутренности шкатулки обивали мягкой тканью. Данная шкатулка довольно проста по своей форме — это обычный параллелепипед. Но отделка ее выполнена в сложной технике русской мозаики набором на четыре стороны: для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от трех до шести миллиметров. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, отпилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в разнообразные узоры и украшая всевозможные вещи.
Узор назван русская мозаика по месту его самого массового использования. В XVIII–XIX веках Российская империя была рекордсменом по добыче малахита, а он как никакой другой минерал подходил для этой техники. Однако сам метод не нов, еще со времен Возрождения итальянские камнерезы использовали прием наклеивания тонких пластин на основу из дерева, металла или другого камня для имитации цельности изделия. Уральские мастера довели этот прием до совершенства и научились выкладывать целые орнаменты из камня.
Начало камнерезному искусству на Урале было положено еще в XVIII веке. В 1720 году царь Пётр I назначил В.Н. Татищева первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Среди разных ремесел, которые Василий Никитич намечал завести в будущем Екатеринбурге, было камнерезное и гранильное дело. Тогда же были раскрыты залежи поделочного камня малахита. Но к сегодняшнему дню все его залежи иссякли, и камнерезам приходится использовать минералы из других стран. Память об этом промысле сохранилась в литературе благодаря Павлу Петровичу Бажову и его сборнику сказов «Малахитовая шкатулка».