Василий Пузанов-Молёв — один из основоположников лаковой миниатюры Холуя. Он родился в 1892 году в семье кустаря-сапожника и учился в холуйской иконописной школе. В 1909 году его признали одним из лучших учеников и направили в Московскую иконописную палату, расположенную в Донском монастыре.
В одно время с ним совершенствовал свое искусство в палате и уроженец Палеха Павел Корин, в дальнейшем значительный русский живописец. В 1911 году они вместе работали над росписью Марфо-Мариинской обители под руководством знаменитого художника Михаила Нестерова. Василий Пузанов-Молёв участвовал в росписи Федоровской церкви в Царском Селе, расписывал московский Богоявленский собор в Дорогомилове, Государственный банк в Нижнем Новгороде.
В 1934 году художник вступил в Холуйскую художественную артель и начал работу в области лаковой миниатюры. Он выработал своеобразную манеру письма, отличную от лаков Палеха и Мстёры, именно благодаря ему в Холуе появились разнообразные новые сюжеты.
В 1940-е годы мастер увлекся исторической тематикой. Он создал целую серию композиций на исторические, литературные и сказочные сюжеты: «Борис Годунов и юродивый», «Иван Грозный принимает посольство Ермака», «Призыв Минина и Пожарского», «Афанасий Никитин в Индии», «Садко» и другие.
Миниатюра «Афанасий Никитин в Индии» написана по мотивам знаменитых путевых заметок тверского купца, жившего в XV веке, — «Хождение за три моря». Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии в XV веке, — он прибыл туда более чем за четверть века до португальского мореплавателя Васко да Гамы.
Произведение Афанасия было первым в своем роде: до этого русские авторы создавали только путевые заметки о паломничествах в святые места. Здесь же сюжет посвящен коммерческой поездке. Автор щедро делился наблюдениями о культуре разных земель на своем пути: он писал о Кавказе, Персии, Индии и Крыме. Три моря, о которых идет речь в его заметках, — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное.
Большая часть записок посвящена Индии. По ней Афанасий Никитин путешествовал около четырех лет. Автор поразился увиденному и описал уклад жизни индусов в ярких красках. Он подробно рассказывал о богатых пирах и выездах князей, о жизни простого народа, о животном и растительном мире. При этом в «Хождении за три моря» есть и немало лирических отступлений и автобиографических эпизодов.
Василий Пузанов-Молёв вдохновился этой историей и изобразил композицию с множеством фигур. В центре росписи — Афанасий Никитин на возвышении, его окружают индусы: женщины, мужчины и дети. Они внимательно слушают его рассказы, не скрывая искреннего удивления.
В одно время с ним совершенствовал свое искусство в палате и уроженец Палеха Павел Корин, в дальнейшем значительный русский живописец. В 1911 году они вместе работали над росписью Марфо-Мариинской обители под руководством знаменитого художника Михаила Нестерова. Василий Пузанов-Молёв участвовал в росписи Федоровской церкви в Царском Селе, расписывал московский Богоявленский собор в Дорогомилове, Государственный банк в Нижнем Новгороде.
В 1934 году художник вступил в Холуйскую художественную артель и начал работу в области лаковой миниатюры. Он выработал своеобразную манеру письма, отличную от лаков Палеха и Мстёры, именно благодаря ему в Холуе появились разнообразные новые сюжеты.
В 1940-е годы мастер увлекся исторической тематикой. Он создал целую серию композиций на исторические, литературные и сказочные сюжеты: «Борис Годунов и юродивый», «Иван Грозный принимает посольство Ермака», «Призыв Минина и Пожарского», «Афанасий Никитин в Индии», «Садко» и другие.
Миниатюра «Афанасий Никитин в Индии» написана по мотивам знаменитых путевых заметок тверского купца, жившего в XV веке, — «Хождение за три моря». Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии в XV веке, — он прибыл туда более чем за четверть века до португальского мореплавателя Васко да Гамы.
Произведение Афанасия было первым в своем роде: до этого русские авторы создавали только путевые заметки о паломничествах в святые места. Здесь же сюжет посвящен коммерческой поездке. Автор щедро делился наблюдениями о культуре разных земель на своем пути: он писал о Кавказе, Персии, Индии и Крыме. Три моря, о которых идет речь в его заметках, — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное.
Большая часть записок посвящена Индии. По ней Афанасий Никитин путешествовал около четырех лет. Автор поразился увиденному и описал уклад жизни индусов в ярких красках. Он подробно рассказывал о богатых пирах и выездах князей, о жизни простого народа, о животном и растительном мире. При этом в «Хождении за три моря» есть и немало лирических отступлений и автобиографических эпизодов.
Василий Пузанов-Молёв вдохновился этой историей и изобразил композицию с множеством фигур. В центре росписи — Афанасий Никитин на возвышении, его окружают индусы: женщины, мужчины и дети. Они внимательно слушают его рассказы, не скрывая искреннего удивления.