Ширму «Градоначальники города Глупова» по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» выполняли как выставочное произведение. Ее готовили для экспозиции Музея народных художественных ремесел. Создание этого музея в 1930-е годы стало одним из самых крупных проектов советского государства в области народного искусства.
По своей масштабности, красоте рисунка и колорита, проработанности деталей ширма превосходит многие другие произведения городецкого промысла. Расписывали ее в Москве приглашенные художники Игнатий Лебедев и Дмитрий Крюков в рамках экспериментальной работы с народными мастерами. Создание этой ширмы стало первым в истории промысла обращением к литературной тематике.
Выбор произведения сатирика, очевидно, был обусловлен не только возможностями городецкой росписи, но и растущей популярностью книг Салтыкова-Щедрина. Ширма включает одиннадцать створок. На каждой из них помещена сюжетная композиция, которая рассказывает об одном из правителей провинциального города Глупова. Сцены из произведения изобразил Лебедев, а орнаменты с изображением цветов, животных и птиц — Крюков.
Один из сюжетов посвящен градоначальнику статскому советнику Эрасту Грустилову, при котором город погряз в разврате и лени. Он считал, что для благополучия Глупова не обязательно работать, оно наступит тогда, когда все жители поголовно будут ходить «ко всенощной», а главными людьми в городе станут убогие и юродивые.
Другая композиция рассказывает о градоначальнике подполковнике Прыще, голова которого была фарширована трюфелями. От нее исходили удивительные запахи, поэтому правитель головы и лишился: представитель местного дворянства съел ее. Но, как писал Михаил Салтыков-Щедрин, «никто не догадался, что благодаря этому обстоятельству город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания». Иван Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».
По своей масштабности, красоте рисунка и колорита, проработанности деталей ширма превосходит многие другие произведения городецкого промысла. Расписывали ее в Москве приглашенные художники Игнатий Лебедев и Дмитрий Крюков в рамках экспериментальной работы с народными мастерами. Создание этой ширмы стало первым в истории промысла обращением к литературной тематике.
Выбор произведения сатирика, очевидно, был обусловлен не только возможностями городецкой росписи, но и растущей популярностью книг Салтыкова-Щедрина. Ширма включает одиннадцать створок. На каждой из них помещена сюжетная композиция, которая рассказывает об одном из правителей провинциального города Глупова. Сцены из произведения изобразил Лебедев, а орнаменты с изображением цветов, животных и птиц — Крюков.
Один из сюжетов посвящен градоначальнику статскому советнику Эрасту Грустилову, при котором город погряз в разврате и лени. Он считал, что для благополучия Глупова не обязательно работать, оно наступит тогда, когда все жители поголовно будут ходить «ко всенощной», а главными людьми в городе станут убогие и юродивые.
Другая композиция рассказывает о градоначальнике подполковнике Прыще, голова которого была фарширована трюфелями. От нее исходили удивительные запахи, поэтому правитель головы и лишился: представитель местного дворянства съел ее. Но, как писал Михаил Салтыков-Щедрин, «никто не догадался, что благодаря этому обстоятельству город был доведен до такого благосостояния, которому подобного не представляли летописи с самого его основания». Иван Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».