Мода на узорные шерстяные шали пришла в Россию в начале XIX века из Франции. За столетие они приобрели популярность во всех слоях русского общества — от аристократок до крестьянок. Постепенно на смену дорогим тканым пришли платки с набивными узорами. Легкие, теплые и нарядные, они привлекали не только красотой рисунков, но и сравнительно невысокой ценой.
Во второй половине XIX века набивные платки и шали выпускали многие фабрики, сосредоточенные главным образом в Москве и Богородском уезде Московской губернии. Уездный город Павловский Посад стал крупным текстильным центром. Платки в нем набивались на нескольких фабриках, среди которых была и фабрика купцов Якова Лабзина и Василия Грязнова. Со временем это павловопосадское производство выросло в самое крупное по выпуску шерстяных платков и шалей. Платочное предприятие работает и сегодня, это единственное подобное производство в России.
Уже в конце XIX века павловопосадские платки и шали стали не только модной деталью женского костюма, но и предметом коллекционирования. Сейчас они хранятся во многих музейных и частных собраниях.
Шаль «Рябина» — одна из работ Екатерины Регуновой. В рисунке отражены основные черты павловопосадского платка 1950-х годов: декоративная насыщенность, плотная скомпонованность цветочного узора, большая свобода в выборе мотивов и их интерпретации, использование силуэтных и контурных изображений растительного мира.
Композиционная схема шали — классическая. Пышные реалистично изображенные букеты расположены по углам и серединам сторон, а на среднике — круговая композиция в виде венка. В центре каждого букета — крупный красно-розовый георгин и золотистая роза, вокруг которых сосредоточены другие садовые и полевые цветы. Наряду с традиционными цветочными мотивами в декор шали включены яркие гроздья рябины.
Особое своеобразие рисунку придает прием сочетания живописно исполненного цветочного узора с силуэтным изображением охристо-золотистых листьев рябины, которые превратились здесь в кружевной ажур. Шаль с такими узорами была очень популярна. Ее печатали в технике ручной набойки более 20 лет до середины 1980-х годов.
Во второй половине XIX века набивные платки и шали выпускали многие фабрики, сосредоточенные главным образом в Москве и Богородском уезде Московской губернии. Уездный город Павловский Посад стал крупным текстильным центром. Платки в нем набивались на нескольких фабриках, среди которых была и фабрика купцов Якова Лабзина и Василия Грязнова. Со временем это павловопосадское производство выросло в самое крупное по выпуску шерстяных платков и шалей. Платочное предприятие работает и сегодня, это единственное подобное производство в России.
Уже в конце XIX века павловопосадские платки и шали стали не только модной деталью женского костюма, но и предметом коллекционирования. Сейчас они хранятся во многих музейных и частных собраниях.
Шаль «Рябина» — одна из работ Екатерины Регуновой. В рисунке отражены основные черты павловопосадского платка 1950-х годов: декоративная насыщенность, плотная скомпонованность цветочного узора, большая свобода в выборе мотивов и их интерпретации, использование силуэтных и контурных изображений растительного мира.
Композиционная схема шали — классическая. Пышные реалистично изображенные букеты расположены по углам и серединам сторон, а на среднике — круговая композиция в виде венка. В центре каждого букета — крупный красно-розовый георгин и золотистая роза, вокруг которых сосредоточены другие садовые и полевые цветы. Наряду с традиционными цветочными мотивами в декор шали включены яркие гроздья рябины.
Особое своеобразие рисунку придает прием сочетания живописно исполненного цветочного узора с силуэтным изображением охристо-золотистых листьев рябины, которые превратились здесь в кружевной ажур. Шаль с такими узорами была очень популярна. Ее печатали в технике ручной набойки более 20 лет до середины 1980-х годов.