К концу ХХ века основу хозяйственной жизни народа саами составляло оленеводство: олень — средство передвижения по тундре, оленье мясо — источник питания, оленьи шкуры — материал для пошива одежды и обуви, для покрытия жилья. Кроме оленьих шкур, для пошива и отделки одежды использовались дубленые кожи, лисьи, заячьи и бобровые шкурки, которые вырабатывались в домашних хозяйствах, а также покупаемые на ярмарке в Коле ткани: сукно, холст и ситец. Некоторые виды обуви шили из нерпичьих и тюленьих шкур.
Некоторые предметы одежды у саамов различались в зависимости от принадлежности. Оригинальны саамские головные уборы. Наиболее распространенным зимним головным убором была суконная шапка.
Женская зимняя шапка (нызан кабперь) имела круглое или овальное донышко, наушники с тесемками. Она была покрыта красным сукном, украшена парчовой лентой, подшита мехом куницы и рыжей лисы.
Мастерицы составляли композиции из контрастных по цвету кусочков меха и сшивали их вместе. Специалист по декоративно-прикладному искусству народа саами Анна Павловна Косменко выделяет четыре вида мозаичных композиций: зональные, бордюрные, сетчатые и одиночные мотивы.
Для декорирования меха сукном использовались суконные ткани желтого, синего и красного цветов, которые вшивались в изделие наряду с кусками меха, втачивались кантами в швы изделия, использовались в качестве подвесок или привесок. Подвески делались из сшитых вместе разных по размеру и цвету треугольников, прикрепленных к изделию с помощью кожаных ремешков с нанизанными на них бусами. Сукно также использовалось для декорирования не только головных уборов, но и других меховых, кожаных или суконных предметов одежды.