Шитье, вышивка, плетение из конского волоса издревле считались важными видами художественного творчества якутских женщин, которые также называли шитье «uuc-yyc».
Изделия ботурусских мастериц широко представлены в фондах Чурапчинского музея, экспонаты привлекают разнообразием стежков и узорчатых швов. Такие изделия отличает умелая выделка меха и кожи, конструктивный строй и орнаментальное оформление.
Одежда якутов, которые жили в суровых природно-климатических условиях, всегда отличалась многосоставностью комплектного набора: головной убор, наплечная одежда, обувь, рукавицы. Представители народа саха комбинировали различные материалы, такие как мех, кожа и ткани. В декоре преобладали металлические, бисерные и бусинные украшения в сочетании с вышивкой цветными нитями и аппликацией.
В старину якутские женщины носили обрядовые головные уборы с рожками. Со временем они превратились в шапку с рожками и с пирамидальной колонкой с оперением. В первой половине XVIII века — в шапку «дьабака» с нарядным навершием «чопчуур».
Чурапчинская коллекция обладает классическими образцами этих головных уборов второй половины XIX века.
Высокая куполообразная женская шапка «дьабака» украшена гравированным серебряным кругом «тyohахтa (кун)», что символизирует небосвод с солнцем.
В данном случае шапка традиционно сшита из разных шкур: бобра, тарбагана, рыси, а также из беличьих хвостов. Трапециевидное навершие «чопчуур» выполнено из красного, зеленого и черного сукна, расшито мелким разноцветным бисером, металлическими бляшками, серебряными нитями и украшено серебряным диском. На тыльную сторону чопчуура помещена фигура, которая напоминает заячьи уши. Круг на одной из шапок украшен растительным узором с чернением и золочением.
Вероятно, изделие выполнено мастерицей Ульяной Платоновой — Уус Ылдьааной.
В декоре шапки «дьабака» есть символы: растительный узор — пожелание плодородия, серебряный круг «тyohахтa» — амулет, или «ымыы», который охранял от различных нечистых сил.