В национальном костюме воплощается все мастерство народного творчества. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.
Обязательным элементом женского традиционного татарского костюма считался головной убор. Покрытие головы было обусловлено необходимостью соблюдения шариата (комплекса предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина). Женский народный татарский костюм в качестве обязательной составляющей включал покрывало-платок. Покрывала были различных видов — «яулык» («яулок») и шаль («шэл»). Ношение платка или шали было обязательным для сибирской татарки даже в сочетании с другими типами головных уборов. Головной убор замужней татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Основные (средние) уборы — покрывала — были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы надевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Девичий головной убор — калфак — имел шапкообразную конструкцию и надевался без волосника. Со временем калфак претерпел изменения, превратился в наколку и в подобие тюбетейки, которые удерживались на голове с помощью нашитых с изнанки мелких крючков. Такие варианты калфака стали носить и замужние татарки, набрасывая поверх него при выходе из дома легкие покрывала, платки или шелковые шали.
Шали были распространены достаточно широко, но в то же время считались предметом роскоши, и обладали ими далеко не все женщины. Существовало несколько видов шалей: шелковые тканевые («евяк шэл»), шелковые ажурные («мершитэ шэл»), кашемировые («чачаклы шэл»), а также зимние пуховые («момык шэл»). Среди экспонатов музея — шаль «мершите шэл». Она выполнена из шелковых ниток бежевого цвета и была дорогим подарком. Считается, что именно такие платки караванщики везли на российские ярмарки из Китая. Объемный узор в виде зигзагов разбросан по всей шали. Края платка обвязаны длинной бахромой из шелковых нитей.
Обязательным элементом женского традиционного татарского костюма считался головной убор. Покрытие головы было обусловлено необходимостью соблюдения шариата (комплекса предписаний, определяющих жизнь каждого мусульманина). Женский народный татарский костюм в качестве обязательной составляющей включал покрывало-платок. Покрывала были различных видов — «яулык» («яулок») и шаль («шэл»). Ношение платка или шали было обязательным для сибирской татарки даже в сочетании с другими типами головных уборов. Головной убор замужней татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Основные (средние) уборы — покрывала — были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы надевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Девичий головной убор — калфак — имел шапкообразную конструкцию и надевался без волосника. Со временем калфак претерпел изменения, превратился в наколку и в подобие тюбетейки, которые удерживались на голове с помощью нашитых с изнанки мелких крючков. Такие варианты калфака стали носить и замужние татарки, набрасывая поверх него при выходе из дома легкие покрывала, платки или шелковые шали.
Шали были распространены достаточно широко, но в то же время считались предметом роскоши, и обладали ими далеко не все женщины. Существовало несколько видов шалей: шелковые тканевые («евяк шэл»), шелковые ажурные («мершитэ шэл»), кашемировые («чачаклы шэл»), а также зимние пуховые («момык шэл»). Среди экспонатов музея — шаль «мершите шэл». Она выполнена из шелковых ниток бежевого цвета и была дорогим подарком. Считается, что именно такие платки караванщики везли на российские ярмарки из Китая. Объемный узор в виде зигзагов разбросан по всей шали. Края платка обвязаны длинной бахромой из шелковых нитей.