Искусство страны советов поражает своей разноплановостью, но в нашем сознании самым популярным периодом в советском искусстве остаются 1960-е годы, плодотворные как для официального, так и для неофициального искусства. Эстетически и этически этот период определяется так называемым «суровым стилем». В это время формируется новое поколение художников. Молодые фронтовики и «дети войны» искали пути обновления стиля и образности искусства. Художники пытаются выработать новую этику, они задаются вопросами: «Кто такой человек?», «К каким гуманистическим горизонтам должен стремиться, и главное — «Что есть любовь?». Лучшие свои картины живописцы создавали среди людей, поднимающих целину, строящих новые города, а, по сути, заново создающих себя и переосмысляющих своё прошлое.
Вашему вниманию представлена работа из фондов художественного музея «Арт-Донбасс» — «Шахтёрская любовь». Её автор Владимир Терновых родился в 1927 г. в селе Сторжевские хутора Грачевского района Воронежской области. Окончил художественно — промышленное училище в городе Кременчуг, 1949; Одесское государственное художественное училище, 1952; Киевский государственный художественный институт, 1958. Работал в сфере станковой и монументальной живописи, графики, акварели. Участник областных, республиканский, всесоюзных выставок. Произведения находится в музеях России, Украины и частных коллекциях Голландии, Италии, США, Финляндии, Германии. Целая галерея портретов, созданная художником, состоит из изображений комбайнёров, трактористов, шахтёров. Его привлекают люди сильные с твёрдыми жизненными устоями.
На картине на чёрном фоне, созданном угадываемыми массивами угля, силуэтами работающих шахтёров, вагонетками, изображена встреча молодых горняков- мужчины и женщины. Они поданы крупным планом, занимая почти весь формат полотна. Герои выделяются из предметного мира резко очерченным контуром и цветом. Это позволяет сосредоточить внимание на персонажах и характерах и способствует большей зрительной броскости образов, а также такое акцентирование внимания на крупно взятом изображении человека позволяет передать волевое начало, собранность энергии, значительность характеров, открытость эмоционального строя. Лица шахтёров на картине изображены бледными, пепельно-серыми, что говорит об их нелёгкой судьбе. Владимир Васильевич чётко прорисовал линейные контуры фигур, что сделало его полотно в чем-то похожим на плакат.
Женщина изображена в полуанфас, стоя, опершись о тёмно-коричневую вагонетку, наклонив голову, опустив застенчиво глаза. Труженица- в сером рабочем костюме, черной шахтерской кепке, надетой на красный платок, в опущенных руках держит шахтёрскую лампу.
Мужчина в шахтерской кепке с коногонкой, в коричневой расстегнутой рабочей куртке, из-под которой видна зеленая майка, в руке — коробка со самоспасателем и пила-ножовка. Брюки у обоих заправлены в кирзовые сапоги.
Оба героя спокойны, задумчивы, углублены в себя. В их отстранённости, предельной внутренней сосредоточенности чувствуется общая душевная настроенность, незримо связывающая этих людей, и она у них едина — напряжённая озабоченность общим делом.
Всё в этой работе говорит о сдержанности, монументальности, ведь это история не конкретных людей, это история -всего поколения. Ведь на их судьбу выпал период, когда не было времени для любви, а стояли перед ними совсем другие задачи. Эта работа не только олицетворяет любовь мужчины к женщине, женщины- к мужчине, она в первую очередь о любви к своему Донбассу. Это ода социальным отношениям между людьми, где человек готов жертвовать чем-то ради общего блага.