Шамаиль «Шахада» — произведение национального искусства казанских татар. Техника, в которой создана картина, называется шамаиль. Работа выполнена синими красками с обратной стороны стекла, под которое подложена фольга. Такие работы имели широкое хождение в Волго-Уральском регионе с XIX века. Они украшали стены мечетей и жилых домов. На таких панно традиционно встречались цитаты из Священного Корана, вероучительные формулы, а также лирические строчки поэтов Востока.
Исследователь шамаиля, искусствовед Рустем Шамсутов, определяет его так: это религиозный символ, выполненный с помощью арабской каллиграфии в виде станковой картины. Шамаиль для культуры татар Среднего Поволжья имел особое значение: глубоко проникнув в сознание народа, он стал одним из способов национального самовыражения.
Искусство шамаиля существует также в Иране, Азербайджане и Турции. На картине каллиграфическим почерком выведена формула: «Ля иляха илляллах Мухаммад расул Аллах». В буквальном переводе фраза значит: «Нет иного божества, кроме Единого Бога, пророк Мухаммад — Божий посланник». Эта формула является первым из пяти столпов веры мусульман.
Первая часть фразы свидетельствует о единственности Бога. Вторая часть — о посланнической миссии Мухаммада, не предполагает его единственность. Пророк Мухаммад — человек, ему не поклоняются, его почитают как Мустафу, как Избранного Всевышним для передачи людям Корана.
Шамаиль называется «Шахада». В буквальном переводе с арабского языка это слово значит «символ веры». Автор работы — Назип Исмагилов (творческий псевдоним — Наджип Наккаш), признанный художник, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. В музее прошли две персональные выставки классика.
Главная заслуга Назипа Файзрахмановича в том, что он возродил древний вид татарского изобразительного искусства — арабскую каллиграфию, уже почти забытую в современном Татарстане за последние 80 лет. Теперь он участник многих республиканских, межрегиональных и международных выставок (в Иране, Турции, Франции), его работы приобретены многими музеями Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и частными коллекционерами.
Исследователь шамаиля, искусствовед Рустем Шамсутов, определяет его так: это религиозный символ, выполненный с помощью арабской каллиграфии в виде станковой картины. Шамаиль для культуры татар Среднего Поволжья имел особое значение: глубоко проникнув в сознание народа, он стал одним из способов национального самовыражения.
Искусство шамаиля существует также в Иране, Азербайджане и Турции. На картине каллиграфическим почерком выведена формула: «Ля иляха илляллах Мухаммад расул Аллах». В буквальном переводе фраза значит: «Нет иного божества, кроме Единого Бога, пророк Мухаммад — Божий посланник». Эта формула является первым из пяти столпов веры мусульман.
Первая часть фразы свидетельствует о единственности Бога. Вторая часть — о посланнической миссии Мухаммада, не предполагает его единственность. Пророк Мухаммад — человек, ему не поклоняются, его почитают как Мустафу, как Избранного Всевышним для передачи людям Корана.
Мусульмане признают всех пророков, от Адама, Авраама (Ибрахима), Исаака (Исхака), Исмаила, Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы) до пророка Мухаммада, и все писания, ниспосланные до Корана.
Шамаиль называется «Шахада». В буквальном переводе с арабского языка это слово значит «символ веры». Автор работы — Назип Исмагилов (творческий псевдоним — Наджип Наккаш), признанный художник, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. В музее прошли две персональные выставки классика.
Главная заслуга Назипа Файзрахмановича в том, что он возродил древний вид татарского изобразительного искусства — арабскую каллиграфию, уже почти забытую в современном Татарстане за последние 80 лет. Теперь он участник многих республиканских, межрегиональных и международных выставок (в Иране, Турции, Франции), его работы приобретены многими музеями Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и частными коллекционерами.