Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сэвэн Дюли

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
85,6x24x8 см
Техника
дерево; резьба
3
Открыть в приложении
#2

Приамурские жители воспринимали сэвэна Дюли как духа — хозяина домашнего очага, покровителя семьи. Обычно фигуру Дюли прислоняли к главному столбу в жилище. Нанайцы верили, что душа Дюли приносит счастье роду и семье.

На ежегодном осеннем родовом молении у Дюли просили здоровья, благополучия и удачи в охоте. Кроме того, глава семьи непременно обращался к нему перед важными событиями в жизни семьи и перед началом промысла. Когда хозяин дома уходил на промысел или уезжал на длительный срок, он выставлял сэвэна Дюли на нары, клал перед ним угощения и делал земные поклоны, просил удачи, успеха в задуманном деле, защитить дом и здоровье семьи.

Во время ритуального моления сэвэна угощали тремя или четырьмя блюдами, окуривали болотным багульником. «Кормили» непременно мясом осетра, калуги, сазана, а также кашей. Затем одевали сэвэну кожаную обувь, так как верили, что он ходит с хозяином по всем тропам, знает хорошие места для охоты, помогает загнать зверя в петли и капканы.

Удачливые охотники в благодарность тщательно ухаживали за сэвэном, делали ему шубку из меха медведя, кормили ритуальным блюдом моси из рыбьей кожи. Такие фигурки берегли, старались никому не показывать. Дюли был непременным участником обряда освящения нового дома. Его устанавливали на нарах, у стены, перед ним зажигали 10 китайских курительных свечей по числу столбов дома, ставили столько же чашек с разными угощениями и три бутылки водки.

Хозяин смазывал рот Дюли кашей, жиром лося, подносил угощения от каждого блюда. По некоторым данным, для нового дома изготавливали новую скульптуру, старую в него не вносили. А в случае смерти одного из членов семьи фигуру сэвэна разрубали и выбрасывали в тайге.

Во время свадебного обряда в процессе отъезда невесты в дом жениха сэвэна выносили из дома, но привязывали за ногу к порогу дома, чтобы сэвэн не ушел вслед за ней в другой род. Скульптуру сэвэна Дюли изготавливали из лиственницы — наиболее прочного материала. Так сэвэн хранился в семье многие поколения и передавался по наследству.

#4
Сэвэн Дюли
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Сэвэн Дюли

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Российская империя
Размер
85,6x24x8 см
Техника
дерево; резьба
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%