Сэвэн группы Дуэнтэни
Время создания
1900
Размер
43,5x33x33 см
Техника
дерево, резьба
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Сэвэн группы Дуэнтэни
#2
#3
Данная группа изображений посвящена духу тайги, охотничьих угодий. Его изображают в идее почитаемого у многих таежных народов зверя — медведя.
Русское слово «медведь» содержит в себе иносказание — «ведающий мед», в русских сказках медведя называют Стариком, Хозяином. К такому же уважительному запрету на прямое указание имени зверя прибегали и все народы Приамурья. В сказках и легендах он «мапа» — Старик, Отец. А в религиозных обрядах «Дуэнтэ эдени» в значении хозяин, божество, дух тайги. Отсюда дуэнтэни — группа сэвэнов, изображающих медведя.
Людей поражала громадная физическая сила зверя и его способность ходить на двух задних лапах по-человечески, что наводило первобытных исследователей на мысль о древнем родстве медведя и человека. Особенностью культа медведя среди народов Амура является сочетание в нем древнейшего тотемического представления о медведе-первопредке и культе божественных близнецов.
Русское слово «медведь» содержит в себе иносказание — «ведающий мед», в русских сказках медведя называют Стариком, Хозяином. К такому же уважительному запрету на прямое указание имени зверя прибегали и все народы Приамурья. В сказках и легендах он «мапа» — Старик, Отец. А в религиозных обрядах «Дуэнтэ эдени» в значении хозяин, божество, дух тайги. Отсюда дуэнтэни — группа сэвэнов, изображающих медведя.
Людей поражала громадная физическая сила зверя и его способность ходить на двух задних лапах по-человечески, что наводило первобытных исследователей на мысль о древнем родстве медведя и человека. Особенностью культа медведя среди народов Амура является сочетание в нем древнейшего тотемического представления о медведе-первопредке и культе божественных близнецов.
В Приамурье к рождению близнецов относились с почтительной настороженностью, считая, что один ребенок из пары является проявлением тотема в его фратрии (потомков). Мать близнецов получала статус «таежной женщины», что повышало ее социальный вес, а к самим близнецам с самого юного возраста начинали обращаться за советом по различным делам селения.
#6
У данных сэвэнов есть помощники, «дети», более мелкие скульптуры, изображавшие медведей, стоящих горизонтально, на четырех лапах. В состав ритуального комплекса к ежегодным благодарениям воды входят пары таких изображений, иногда несколько пар. Их размещали возле символических врат, через которые ритуальная пища попадала в реку.
Выполняли данные изображения и в лечебных целях. Головки медведей увенчивали амулеты в форме сердца, чтобы помочь ему справиться с нагрузкой. Лапы сэвэнов данной группы могли выполняться в виде звеньев цепочки, вырезанной из единого куска дерева, это должно было вернуть подвижность суставам.
Выполняли данные изображения и в лечебных целях. Головки медведей увенчивали амулеты в форме сердца, чтобы помочь ему справиться с нагрузкой. Лапы сэвэнов данной группы могли выполняться в виде звеньев цепочки, вырезанной из единого куска дерева, это должно было вернуть подвижность суставам.
#4
Комплекс сэвэнов дуэнтени достаточно обширен. Это и промысловые сэвэны — На Дуэнтени и Мо Дуэнтени, что можно перевести как Земной таежный дух и Водный таежный дух. В обоих случаях это вертикальное изображение стоящего на задних лапах или присевшего медведя. Как и все ритуальные скульптуры их отличает сильная стилизация. Данные сэвэны размещались на местах охотничьих угодий и возле промысловых рек. Аборигены наблюдали как медведь «рыбачит» во время рунного хода кеты, поэтому справедливо считали, что и нерестовых рек покровителем является медведь.
читать дальшескрыть
Сэвэн группы Дуэнтэни
Время создания
1900
Размер
43,5x33x33 см
Техника
дерево, резьба
Выставка
1

Открыть в приложении
Поделиться