Выставка «Трижды три неба», рассказывает об уникальном собрании Комсомольского-на-Амуре Музея изобразительных искусств, коллекции сэвэнов — ритуальной скульптуры Приамурья.
Число три в мифорелигиозном понимании строения мира у коренных народов Приамурье — число сакральное. Эти три мира: Верхний, божественный, Средний — мир людей и зверей, мир настоящего и Нижний — мир прошлого, мир предков и хтонических божеств, определяют все ритуальные действия и составляют основу религиозного воззрения амурских аборигенов. А также древнейшее анимистическое представление о наличии души у всего сущего на Земле. Термин «сэвэн» происходит от нанайского слова «сэвэ» — душа, и обозначает скульптурное изображение, чаще всего деревянное, в которое заключена душа некой сверхестественной сущности, например, такой как стихия огня, хозяина промыслового угодья, реки или болезнетворного духа.
В давние времена резчик по дереву, создавая каждую из представленных на выставке деревянных скульптур, стремился совместить в ней два мира — мир людей и мир духов. Людям сэвэн был нужен, чтобы оберегать, охранять очаг семьи, приносить облегчение больному. Шаману — человеку-проводнику в иные миры — сэвэн был наставником и верным слугой. Одновременно, деревянная фигура должна была быть неодолимо привлекательной и для мира духов, тех, кого она «обманет», кому станет оболочкой, кому подарит возможность связи и проявления себя в материальном мире людей.
Число три в мифорелигиозном понимании строения мира у коренных народов Приамурье — число сакральное. Эти три мира: Верхний, божественный, Средний — мир людей и зверей, мир настоящего и Нижний — мир прошлого, мир предков и хтонических божеств, определяют все ритуальные действия и составляют основу религиозного воззрения амурских аборигенов. А также древнейшее анимистическое представление о наличии души у всего сущего на Земле. Термин «сэвэн» происходит от нанайского слова «сэвэ» — душа, и обозначает скульптурное изображение, чаще всего деревянное, в которое заключена душа некой сверхестественной сущности, например, такой как стихия огня, хозяина промыслового угодья, реки или болезнетворного духа.
В давние времена резчик по дереву, создавая каждую из представленных на выставке деревянных скульптур, стремился совместить в ней два мира — мир людей и мир духов. Людям сэвэн был нужен, чтобы оберегать, охранять очаг семьи, приносить облегчение больному. Шаману — человеку-проводнику в иные миры — сэвэн был наставником и верным слугой. Одновременно, деревянная фигура должна была быть неодолимо привлекательной и для мира духов, тех, кого она «обманет», кому станет оболочкой, кому подарит возможность связи и проявления себя в материальном мире людей.