Золоченую чашечку с портретом императора Александра I в овальном медальоне создали в период после окончания войны с армией Наполеона. Победа в войне сделала личность русского императора Александра I невероятно популярной в Европе. В Российской империи и в европейских странах в то время создавалось множество произведений с его портретами. Не были исключением и изделия из фарфора.
На чашке из коллекции музея император изображен погрудно в мундире с золотыми эполетами. В качестве образца для создания образа русского императора художник мог воспользоваться известными в то время графическими или живописными портретами Александра I.
На груди российского монарха — восьмилучевая звезда ордена Св. Андрея Первозванного, его учредили еще во времена правления Петра I, в 1698 году. В 1807 году Александр I удостоил этой награды Наполеона Бонапарта. Кроме того, на груди российского императора — голубая орденская лента, на шее — крест Св. Георгия.
Чашечка классической цилиндрической формы слегка расширяется кверху. Мастер выполнил предмет в модном в первой трети XIX века стиле ампир, который изначально должен был прославлять личность и деяния Наполеона.
Произведения искусства ампира отличало стремление к особой парадности и торжественности. Для придания большей пышности и блеска в оформлении интерьеров, предметах мебели, тканях, бронзе и фарфоре того времени активно использовалась позолота.
Весьма распространенным приемом было сочетание в одном произведении блестящего и матового золочения. Для создания подобного эффекта в изделиях из фарфора применялась техника цировки: мастер обрабатывал матовую поверхность золота специальным агатовым карандашом, который придавал покрытию блеск и сияние.
Такое сочетание присутствует и в экспонате из коллекции музея: матовая позолота, которой покрыли чашку снаружи, контрастирует с сияющим глянцем ее внутренней поверхности. Обрамление овального медальона, полосы по краю и у основания чашки автор также выполнил с использованием блестящей позолоты.
На чашке из коллекции музея император изображен погрудно в мундире с золотыми эполетами. В качестве образца для создания образа русского императора художник мог воспользоваться известными в то время графическими или живописными портретами Александра I.
На груди российского монарха — восьмилучевая звезда ордена Св. Андрея Первозванного, его учредили еще во времена правления Петра I, в 1698 году. В 1807 году Александр I удостоил этой награды Наполеона Бонапарта. Кроме того, на груди российского императора — голубая орденская лента, на шее — крест Св. Георгия.
Чашечка классической цилиндрической формы слегка расширяется кверху. Мастер выполнил предмет в модном в первой трети XIX века стиле ампир, который изначально должен был прославлять личность и деяния Наполеона.
Произведения искусства ампира отличало стремление к особой парадности и торжественности. Для придания большей пышности и блеска в оформлении интерьеров, предметах мебели, тканях, бронзе и фарфоре того времени активно использовалась позолота.
Весьма распространенным приемом было сочетание в одном произведении блестящего и матового золочения. Для создания подобного эффекта в изделиях из фарфора применялась техника цировки: мастер обрабатывал матовую поверхность золота специальным агатовым карандашом, который придавал покрытию блеск и сияние.
Такое сочетание присутствует и в экспонате из коллекции музея: матовая позолота, которой покрыли чашку снаружи, контрастирует с сияющим глянцем ее внутренней поверхности. Обрамление овального медальона, полосы по краю и у основания чашки автор также выполнил с использованием блестящей позолоты.