В XVIII–XIX веках главным орудием труда для жатвы зерновых культур был серп. Серп — это изогнутый нож с заостренным прямым концом и короткой деревянной рукоятью. Такое расположение рукояти увеличивало упор на среднюю часть лезвия в процессе работы. Серп был незаменим во время жатвы, его использовали во время уборки зерновых культур. Держа серп в правой руке, жница отделяла суженным тупым концом серпа пучок колосьев для одного среза, захватывала его левой рукой, а затем срезала средней, заострённой частью лезвия. Обычно рожь, пшеницу, ячмень повсюду жали серпом. Если плохую пшеницу нельзя было сжать серпом, её вырывали с корнем. Гречиху, овёс, горох почти всегда косили косой.
В период жатвы соблюдали особые правила поведения и запреты. Чтобы не навлечь грозы и пожаров на собранный в поле хлеб, прекращали бытовые работы в те календарные праздники, которые приходились на время страды. Также в дни жатвы старались не зажигать в домах огня и даже не топили печи.
Традиционным занятием удмурта было земледелие. Хлебопашество сформировало у жителя деревни особое, трепетное отношение к земле. И в определениях земли использовали эпитеты: «матушка-земля», «земля-кормилица». Распространёнными сельскохозяйственными орудиями труда являлись, прежде всего, плуг и борона.
Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались серпы для жатвы и цеп для обмолота зерна. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении длительного времени. Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на заводах и в кустарных мастерских.
Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям. Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории России. Для жатвы применяли серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты.
Местное своеобразие орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям. Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни крестьянина.
В период жатвы соблюдали особые правила поведения и запреты. Чтобы не навлечь грозы и пожаров на собранный в поле хлеб, прекращали бытовые работы в те календарные праздники, которые приходились на время страды. Также в дни жатвы старались не зажигать в домах огня и даже не топили печи.
Традиционным занятием удмурта было земледелие. Хлебопашество сформировало у жителя деревни особое, трепетное отношение к земле. И в определениях земли использовали эпитеты: «матушка-земля», «земля-кормилица». Распространёнными сельскохозяйственными орудиями труда являлись, прежде всего, плуг и борона.
Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались серпы для жатвы и цеп для обмолота зерна. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении длительного времени. Орудия труда, необходимые для ведения хозяйства, изготавливали на заводах и в кустарных мастерских.
Крестьяне приобретали их на ярмарках, базарах или заказывали непосредственно кустарям. Все традиционные орудия крестьянского труда, за исключением почвообрабатывающих, были одинаковы на всей территории России. Для жатвы применяли серпы, для обмолота зерновых культур — цепы, для обмолота льна и конопли — вальки, для веяния — лопаты.
Местное своеобразие орудий труда и приспособлений если и проявлялось, то лишь в отдельных деталях, не влиявших на их общую конструкцию. Они были конструктивно продуманы, хорошо приспособлены к различным природно-климатическим условиям. Можно с уверенностью говорить, что для своего времени они были достаточно совершенны и лишь технический прогресс постепенно вытеснил их из хозяйственной жизни крестьянина.