Картина «Село Акиньшино» — одно из самых проникновенных произведений в постоянной музейной экспозиции. Она излучает тепло, согревает солнечными лучами уходящего осеннего дня, восхищает многокрасочностью художественного исполнения. Картина сродни окну в другую жизнь, в жизнь высоко одухотворенную, жизнь уходящей Руси с ее полными уюта деревеньками.
Осенняя пора, изображенная на картине, была одним из самых любимых времен года художника. Автор рассказывал, что в природе больше всего любит спокойствие, внутреннее состояние благодати, а осенью — особенно.
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
весь день, как бы хрустальный,
и лучезарны вечера».
Вот эта лучезарность для меня — самое важное
Художник изображает в лучах клонящегося к закату солнца село Акиньшино, находящееся в нескольких километрах от Мстеры на левом берегу реки Тара. Оно располагается на краю возвышенности, постепенно склоняющейся со всеми постройками к реке, давая повод художнику использовать ступенчатую, каскадную композицию в своем произведении.
На возвышении виднеется Казанский храм, который в 1920–1930-е гг. постигла судьба многих других. Здание было передано колхозу и обращено в зернохранилище и склад. В 1980-е гг., когда художник работал над своим произведением, здесь было все полузаброшенным и можно представить какое впечатление производила на художника церковь и старые с резными наличниками деревянные домики, расположившиеся на склоне.
Село Акиньшино художник полюбил еще когда жил в Мстере, когда вместе с художником К.Н. Бритовым писал вместе на пленэрах, исследовал окружающие местности.
Если выйти за околицу любой мстёрской деревеньки, просто остолбенеешь от неожиданности: ярчайшие краски живут в природе. От ярчайшей капли росы на траве до вершины могучего дуба — всё наполнено сильным, ярким, несмешанным цветом.
Эти слова наиболее ярко описывают картину Владимира Яковлевича Юкина «Село Акиньшино» и раскрывают то, что именно звучность цвета больше всего восхищала художника в природе.