Народный художник Владимир Яковлевич Юкин (1920–2000) является одним из основателей регионального направления российской живописи XX века — Владимирской пейзажной школы. Ему на роду было написано быть художником, ведь родился он в старинном центре русской иконописи — слободе Мстёра. Она ещё и была местом паломничества художников: славилась красотой пейзажей, здесь действовал с 1920-х годов Дом творчества, основанный Ф. Модоровым, работал основанный им художественно-промышленный техникум.
#1
#2
Владимир Юкин поступил в Ивановское художественное училище, откуда с пятого курса ушёл в армию, как оказалось, прямо на войну.
После Победы В. Юкин служил во Львовском Доме офицеров художником, там же поступил в Институт прикладного и декоративного искусства. В родной Мстёре он вскоре стал преподавателем в художественно-промышленном техникуме, организовал изостудию. Обучая, учился и рос сам, много работал на пленэре с владимирцем Кимом Бритовым, с которым вместе экспериментировал над технологией живописи.
#4
В 1959 г. переехал во Владимир, и в группе художников-единомышленников, ядром которой были В. Юкин, К. Бритов и В. Кокурин, в 1960-х гг. они открыли миру свежую, по-новому звучащую живопись, обращенную к красоте и очарованию владимирской старины. Дерзким вызовом стало стремление этих художников изображать неброские мотивы русской природы и старинных городов открытым цветом, ярко, контрастно, вразрез с тогдашними канонами советского искусства. Их и хвалили, и ругали, но художники продолжали двигаться в выбранном направлении.
#5
Постепенно выкристаллизовались общие черты: цветность, фактурность живописи, плоскостность изображения, развёрнутость по вертикали.
Излюбленным приёмом В. Юкина стали тени деревьев, написанные на первом плане. Зритель будто попадает в пространство полотна, ведь живописец «оставил» деревья у него за спиной. Эмоционально полотна В. Юкина захватывали зрителя оптимистическим мироощущением, извлекая из забвения провинциальную Россию, оттесненную на периферию культуры.
#6
К 1980-м годам В. Юкин пришел к смелым и сильным живописным решениям, полным жизнеутверждающей силы. Восхищение и доверчивая радость — основа мировосприятия художника в этот период. Упрощенность и условность рисунка в сочетании с добротностью композиционного построения усиливают связь его произведений с народным искусством. В 1980 г. Наталья Шамардина писала:
#8
Будучи верен жизненной правде в главном, он не нуждается в мелочном правдоподобии. Простота картин Юкина сложна и изысканна. Его колористическая гамма построена на единстве, казалось бы, исключающих друг друга тонов. Краски у него то словно дробятся и вспыхивают под солнцем, то становятся густыми, когда зелень отдает золотом, а алость — синевой.
Юкин. Основатель Владимирской школы живописи. / сост.: Г.М. Ишутина, Н.И. Севастьянова / — Владимир: Транзит-ИКС, 2019 г. — 376 с.: ил. С. 96
#7
Искусствоведы всё изучают и изучают особенности и значение творчества этого мастера, но лучшую оценку дали и продолжают давать зрители:
#9
Зная Вас по репродукциям, я специально приехал из Минска — и очарован! Хочется жить и работать.
Юкин. Основатель Владимирской школы живописи. / сост.: Г.М. Ишутина, Н.И. Севастьянова / — Владимир: Транзит-ИКС, 2019 г. — 376 с.: ил. С. 99
#10
Творчество В.Я. Юкина получило международное признание, в России ценится как народное достояние. Своеобразие живописного почерка этого художника определило целое направление в современном пейзаже России.
#11
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Март
Время создания
1985
Размер
77x105 см
Техника
картон, масло
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться