Сельницей, сеяльницей или сочельницей называли разновидность кухонной посуды — овальное, прямоугольное или квадратное корытце с высокими бортиками. В словаре Владимира Даля встречается также слово «сейница» с таким же значением. Длина корытца составляла 30–80 сантиметров, ширина колебалась от 30 до 50. Над сельницей просеивали муку для выпечки, в ней же замешивали тесто или промывали крупы от шелухи.
Изготавливали такие емкости из разных материалов — в зависимости от того, что было самым доступным в конкретной местности. Корытца выдалбливали из цельной деревянной колодки, собирали из тонких дощечек, плели из бересты, соломы, гибких прутьев ивы или черемухи. Деревянные сельницы были самыми прочными и долговечными, их, как и другую кухонную утварь, часто передавали по наследству от матери к дочери. Лучшим материалом для посуды считалась липа: она не трескалась со временем, не имела постороннего запаха, не выделяла смолу, как хвойные породы, легко чистилась и мылась.
Муку перед замешиванием теста просеивали обязательно. В старину крестьяне мололи зерно на деревенских мельницах, реже использовали ручные жернова, если нужно было приготовить совсем немного муки. После такой обработки оставалось много шелухи, соринок, крошек от жернова, крупных частиц зерна, которые могли испортить готовый хлеб. Поэтому их устраняли при помощи сита. Кроме того, выпечка из просеянной муки получалась вкуснее и мягче.
Если хозяйка собиралась ставить дрожжевое тесто для хлеба или пирогов, она пересыпала муку из сельницы в квашню — разновидность деревянной бадьи. Жидкое тесто для блинов или оладьев иногда замешивали прямо в сельнице, добавляя туда остальные ингредиенты.
Хранилась сельница вместе с другой утварью в так называемом бабьем куте — в крестьянской избе это был аналог современной кухни. Располагался он перед печью. Именно там хозяйка дома — в Сибири ее называли большухой — готовила еду, пекла хлеб, раздавала работу на день дочерям и невесткам.
Сельница, как и многие другие виды посуды, имела ритуальное назначение. Перед свадьбой на нее принято было сажать невесту: считалось, что такой обряд поможет ей родить много здоровых детей.
Изготавливали такие емкости из разных материалов — в зависимости от того, что было самым доступным в конкретной местности. Корытца выдалбливали из цельной деревянной колодки, собирали из тонких дощечек, плели из бересты, соломы, гибких прутьев ивы или черемухи. Деревянные сельницы были самыми прочными и долговечными, их, как и другую кухонную утварь, часто передавали по наследству от матери к дочери. Лучшим материалом для посуды считалась липа: она не трескалась со временем, не имела постороннего запаха, не выделяла смолу, как хвойные породы, легко чистилась и мылась.
Муку перед замешиванием теста просеивали обязательно. В старину крестьяне мололи зерно на деревенских мельницах, реже использовали ручные жернова, если нужно было приготовить совсем немного муки. После такой обработки оставалось много шелухи, соринок, крошек от жернова, крупных частиц зерна, которые могли испортить готовый хлеб. Поэтому их устраняли при помощи сита. Кроме того, выпечка из просеянной муки получалась вкуснее и мягче.
Если хозяйка собиралась ставить дрожжевое тесто для хлеба или пирогов, она пересыпала муку из сельницы в квашню — разновидность деревянной бадьи. Жидкое тесто для блинов или оладьев иногда замешивали прямо в сельнице, добавляя туда остальные ингредиенты.
Хранилась сельница вместе с другой утварью в так называемом бабьем куте — в крестьянской избе это был аналог современной кухни. Располагался он перед печью. Именно там хозяйка дома — в Сибири ее называли большухой — готовила еду, пекла хлеб, раздавала работу на день дочерям и невесткам.
Сельница, как и многие другие виды посуды, имела ритуальное назначение. Перед свадьбой на нее принято было сажать невесту: считалось, что такой обряд поможет ей родить много здоровых детей.