Седло казачьего образца — приспособление для конной верховой езды, бывшее в употреблении на территории Войска Донского. Оно имело разборную конструкцию, состояло из сыромятной кожи ремней для крепления, металлических стремян, седельной подушки из юфти — уникальной по способу изготовления особо прочной кожи, окрашенной в черный цвет и набитой конским волосом. Данный экспонат был изготовлен в 1900 году.
Седла подразделяются на верховые и вьючные. Верховые бывают кавалерийского и казачьего образца. Вторые отличаются меньшим весом, размерами и конструкцией ленчика (твердого каркаса, деревянного и металлического, с передней и задней луками), называемого в седлах этого типа арчаком.
Также у казаков взамен жесткого сиденья была достаточно мягкая подушка. Ее изготавливали из высокого качества шорно-седельной или хромовой кожи и набивали пухом, шерстью, волосом, пером и т. п. По бокам седла находились тебеньки (проще говоря, крылья), сделанные из того же материала, что и подушка. Они были квадратной формы черного цвета. Крылья (или тебеньки) имеют почти квадратную форму без валика в передней части. Подхвостье, или же пахва, из сыромятной кожи служило для предохранения седла от сползания при спуске с горы и при джигитовке.
Так, например, при езде в строевом, офицерском или спортивном седле кавалерист сидит «как на стуле». А у казака ноги идут вниз почти по прямой, в результате чего он словно сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах, опираясь разрезом на мягкую подушку, которая гасила вертикальные колебания.
Из-за этой же конструкции седла казаки не носили шпоры, а для высылки лошади пользовались нагайкой. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры имели в основном декоративный характер.
Седла подразделяются на верховые и вьючные. Верховые бывают кавалерийского и казачьего образца. Вторые отличаются меньшим весом, размерами и конструкцией ленчика (твердого каркаса, деревянного и металлического, с передней и задней луками), называемого в седлах этого типа арчаком.
Также у казаков взамен жесткого сиденья была достаточно мягкая подушка. Ее изготавливали из высокого качества шорно-седельной или хромовой кожи и набивали пухом, шерстью, волосом, пером и т. п. По бокам седла находились тебеньки (проще говоря, крылья), сделанные из того же материала, что и подушка. Они были квадратной формы черного цвета. Крылья (или тебеньки) имеют почти квадратную форму без валика в передней части. Подхвостье, или же пахва, из сыромятной кожи служило для предохранения седла от сползания при спуске с горы и при джигитовке.
В самом центре подушку седла притягивали к арчаку-ленчику чересседельным троком, подпругой, поэтому у казаков (в отличие от кавалеристов или современных туристов, спортсменов) центр седла являлся самой низкой частью. Поэтому посадка в казачьем седле имела некоторые особенности.
Так, например, при езде в строевом, офицерском или спортивном седле кавалерист сидит «как на стуле». А у казака ноги идут вниз почти по прямой, в результате чего он словно сидит на разрезе. На рысях или галопе казаки передвигались в основном стоя на низко опущенных стременах, опираясь разрезом на мягкую подушку, которая гасила вертикальные колебания.
Из-за этой же конструкции седла казаки не носили шпоры, а для высылки лошади пользовались нагайкой. Исключение составляли казачьи гвардейские полки лейб-гвардии Сводный и лейб-гвардии Атаманский, но и там шпоры имели в основном декоративный характер.