Адриан Манглар родился 12 марта 1695 года в Лионе в семье живописца. Первые уроки живописи он получил от отца, а в возрасте 15 лет покинул Францию ради Италии, ставшей для него второй родиной. Его учителем был ныне малоизвестный живописец Бернардино Ферджионе.
Среди большого числа итальянских мастеров пейзажа Манглар сумел завоевать себе прочное положение и авторитет. Число его клиентов неизменно возрастало. Среди них были король Сардинии и австрийский коллекционер Эрнст Гвидо Гаррах. Также поступали заказы на декор дворцов (статуи Дориа, Альбани, Роспильози, Киджи, Колонна).
Излюбленным живописным жанром Адриана Манглара были марины или, иначе говоря, морские пейзажи. Считается, что одними из первых стали изображать морские виды голландские художники XVII века. Но в то же время во Франции, опережая свое время, многочисленные морские пейзажи в духе романтизма писал живописец Клод Лоррен (1600–1682). В XVII веке пейзаж не считался «высоким» жанром, а такого понятия, как морской пейзаж, и вовсе не существовало. Поэтому Клоду Лоррену часто приходилось идти на хитрость — изображать на фоне пейзажа какое-либо историческое событие, чтобы дать картине звучное название, и тем самым привлечь к своей работе внимание зрителей. Например, известен его морской пейзаж с гаванью, который он назвал «Отплытие царицы Савской» (1648). Сама царица изображена небольшой фигурой в правом нижнем углу картины и явно не является центром композиции.
К началу XVIII века отношение к пейзажу изменилось, он значительно укрепил свои позиции среди прочих жанров, а к середине века стал даже популярен. В то же время стали востребованными и художники-маринисты.
В работах Адриана Манглара чувствуется влияние Клода Лоррена. Хотя художники не имели возможности пересечься в жизни — когда Манглар родился, Лоррена уже не стало, — несомненно Манглара можно считать преемником традиций пейзажной живописи Лоррена. Это считывается и в выборе темы, и в том, как технически выполнена композиция «Сцена в морском порту». Тень на переднем плане картины, высокое здание с одной стороны и крутой берег залива с другой — обрамляют картину в естественную пейзажную раму. Внутри этой рамы — светлая вода залива, тонкие легкие линии мачты судна на фоне безмятежного неба. Художник обыграл визуальный контраст между темным и светлым, тяжелым и воздушным.
Установление авторства пейзажа оказалось делом непростым. Долгое время автором картины считался французский пейзажист-маринист Клод Жозеф Верне, создатель серии картин «Порты Франции». Исследования рентгеновской копии пейзажа опровергли эту версию и подтвердили авторство Адриана Манглара — учителя Верне. Вероятно, «Сцена в морском порту» — это единственное достоверное полотно Манглара в России. Другие его работы в российских музеях на сегодняшний день не выявлены.
Среди большого числа итальянских мастеров пейзажа Манглар сумел завоевать себе прочное положение и авторитет. Число его клиентов неизменно возрастало. Среди них были король Сардинии и австрийский коллекционер Эрнст Гвидо Гаррах. Также поступали заказы на декор дворцов (статуи Дориа, Альбани, Роспильози, Киджи, Колонна).
Излюбленным живописным жанром Адриана Манглара были марины или, иначе говоря, морские пейзажи. Считается, что одними из первых стали изображать морские виды голландские художники XVII века. Но в то же время во Франции, опережая свое время, многочисленные морские пейзажи в духе романтизма писал живописец Клод Лоррен (1600–1682). В XVII веке пейзаж не считался «высоким» жанром, а такого понятия, как морской пейзаж, и вовсе не существовало. Поэтому Клоду Лоррену часто приходилось идти на хитрость — изображать на фоне пейзажа какое-либо историческое событие, чтобы дать картине звучное название, и тем самым привлечь к своей работе внимание зрителей. Например, известен его морской пейзаж с гаванью, который он назвал «Отплытие царицы Савской» (1648). Сама царица изображена небольшой фигурой в правом нижнем углу картины и явно не является центром композиции.
К началу XVIII века отношение к пейзажу изменилось, он значительно укрепил свои позиции среди прочих жанров, а к середине века стал даже популярен. В то же время стали востребованными и художники-маринисты.
В работах Адриана Манглара чувствуется влияние Клода Лоррена. Хотя художники не имели возможности пересечься в жизни — когда Манглар родился, Лоррена уже не стало, — несомненно Манглара можно считать преемником традиций пейзажной живописи Лоррена. Это считывается и в выборе темы, и в том, как технически выполнена композиция «Сцена в морском порту». Тень на переднем плане картины, высокое здание с одной стороны и крутой берег залива с другой — обрамляют картину в естественную пейзажную раму. Внутри этой рамы — светлая вода залива, тонкие легкие линии мачты судна на фоне безмятежного неба. Художник обыграл визуальный контраст между темным и светлым, тяжелым и воздушным.
Установление авторства пейзажа оказалось делом непростым. Долгое время автором картины считался французский пейзажист-маринист Клод Жозеф Верне, создатель серии картин «Порты Франции». Исследования рентгеновской копии пейзажа опровергли эту версию и подтвердили авторство Адриана Манглара — учителя Верне. Вероятно, «Сцена в морском порту» — это единственное достоверное полотно Манглара в России. Другие его работы в российских музеях на сегодняшний день не выявлены.