Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кабинет Сергея Эйзенштейна»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

«Тюсингура». Сцена удаления героя от замка

Время создания
Япония, 1970-е
Техника
Бумага, черно-белая фотопечать
Коллекция
6
Открыть в приложении
#1
«Тюсингура». Сцена удаления героя от замка
#2
В статье «Нежданный стык» (1929) Эйзенштейн рассказывает, как в спектакле «Тюсингура» («47 верных ронинов») игра актера переходит в игру декораций и музыки: ронин Юраноскэ (его имя транскрибируется в те годы как Юраносуке) покидает осажденный замок. Дважды складывается задник с воротами на всё более дальнем плане; завеса затягивает изображение замка, и вступает грустная музыка — как бы удаляющийся звук сямисэна (струнный музыкальный инструмент). Монтаж сценической иллюзии и музыки дает ощущение удаления. Так и недавно изобретенное звуковое кино должно использовать звук в метафорическом контрапункте с изображением, учитывая феномен синестезии (переноса слуховых ощущений на зрительные или наоборот, и т. п.). Эйзенштейн — против сплошного диалога на экране. Надо использовать разные средства образности в едином ансамбле.
#3
Глядя на Кабуки, невольно вспоминаешь роман одного американского писателя, где человеку переключили слуховой и зрительный нервы так, что он световые колебания воспринимал звуками, а дрожание воздуха — красками: то есть стал слышать свет и видеть звуки. То же и в Кабуки! Мы действительно «слышим движение» и «видим звук».

Вот пример.

Юраносуке покидает осажденный замок. И идет из глубины сцены к переднему краю. Внезапно задник с воротами в натуральную величину (крупным планом) складывается. Виден второй задник. На нем маленькие ворота (общим планом). Это значит, что он отошел еще дальше. Юраносуке продолжает свой путь. Задник затягивается буро-зелено-черным занавесом, то есть замок скрылся из глаз Юраносуке. Еще шаги. Юраносуке выходит на «цветочную дорогу». Новое удаление подчеркивает… «самисэн», то есть звук!!!

Первое удаление — шаги, то есть пространственное удаление актера.
Второе удаление — плоская живопись: смена задника. Третье удаление — интеллектуально обусловленный знак: «колдоговор» с занавесом, «стирающим» видимость. Четвертое удаление — звук.
Сергей Эйзенштейн. «Нежданный стык»
читать дальшескрыть

«Тюсингура». Сцена удаления героя от замка

Время создания
Япония, 1970-е
Техника
Бумага, черно-белая фотопечать
Коллекция
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%