В статье «Нежданный стык» (1929) Эйзенштейн рассказывает, как в спектакле «Тюсингура» («47 верных ронинов») игра актера переходит в игру декораций и музыки: ронин Юраноскэ (его имя транскрибируется в те годы как Юраносуке) покидает осажденный замок. Дважды складывается задник с воротами на всё более дальнем плане; завеса затягивает изображение замка, и вступает грустная музыка — как бы удаляющийся звук сямисэна (струнный музыкальный инструмент). Монтаж сценической иллюзии и музыки дает ощущение удаления. Так и недавно изобретенное звуковое кино должно использовать звук в метафорическом контрапункте с изображением, учитывая феномен синестезии (переноса слуховых ощущений на зрительные или наоборот, и т. п.). Эйзенштейн — против сплошного диалога на экране. Надо использовать разные средства образности в едином ансамбле.
1 / 3
«Тюсингура». Сцена удаления героя от замка
Время создания
Япония, 1970-е
Техника
Бумага, черно-белая фотопечать
Коллекция
Выставка
6
Открыть в приложении#1
«Тюсингура». Сцена удаления героя от замка
#2
#3
Глядя на Кабуки, невольно вспоминаешь роман одного американского писателя, где человеку переключили слуховой и зрительный нервы так, что он световые колебания воспринимал звуками, а дрожание воздуха — красками: то есть стал слышать свет и видеть звуки. То же и в Кабуки! Мы действительно «слышим движение» и «видим звук».
Вот пример.
Юраносуке покидает осажденный замок. И идет из глубины сцены к переднему краю. Внезапно задник с воротами в натуральную величину (крупным планом) складывается. Виден второй задник. На нем маленькие ворота (общим планом). Это значит, что он отошел еще дальше. Юраносуке продолжает свой путь. Задник затягивается буро-зелено-черным занавесом, то есть замок скрылся из глаз Юраносуке. Еще шаги. Юраносуке выходит на «цветочную дорогу». Новое удаление подчеркивает… «самисэн», то есть звук!!!
Первое удаление — шаги, то есть пространственное удаление актера.
Второе удаление — плоская живопись: смена задника. Третье удаление — интеллектуально обусловленный знак: «колдоговор» с занавесом, «стирающим» видимость. Четвертое удаление — звук.
Вот пример.
Юраносуке покидает осажденный замок. И идет из глубины сцены к переднему краю. Внезапно задник с воротами в натуральную величину (крупным планом) складывается. Виден второй задник. На нем маленькие ворота (общим планом). Это значит, что он отошел еще дальше. Юраносуке продолжает свой путь. Задник затягивается буро-зелено-черным занавесом, то есть замок скрылся из глаз Юраносуке. Еще шаги. Юраносуке выходит на «цветочную дорогу». Новое удаление подчеркивает… «самисэн», то есть звук!!!
Первое удаление — шаги, то есть пространственное удаление актера.
Второе удаление — плоская живопись: смена задника. Третье удаление — интеллектуально обусловленный знак: «колдоговор» с занавесом, «стирающим» видимость. Четвертое удаление — звук.
Сергей Эйзенштейн. «Нежданный стык»
читать дальшескрыть
«Тюсингура». Сцена удаления героя от замка
Время создания
Япония, 1970-е
Техника
Бумага, черно-белая фотопечать
Коллекция
Выставка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться