Скульптуры, вошедшие в серию «Власть зверя», — результат аналитического исследования библейских и мифологических сюжетов «Книги Иова», над эскизами которой Эрнст Неизвестный работал на рубеже веков. Известно, что помимо скульптурных композиций мастер с вдохновением создавал графические произведения. Ещё в советский период творчества увидел свет роман Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Неизвестного. Десятилетием позднее, уже проживая в США, мастер создал графическую серию для одной из художественных галерей Сан-Франциско. Иллюстрации к «Книге Иова» стали продолжением ветхозаветного цикла графики художника. Первыми были выполнены зарисовки к «Екклесиасту», позднее появились рисунки к «Пророкам».
И в графике, и в скульптурных сюжетах Эрнста Неизвестного ключевое звено — человек, который скован внутренним напряжением на грани оцепенения. Во всех произведениях мастера реалистичные скульптурные детали переплетаются с абстрактными и гротескными элементами. По отзывам зрителей, скульптуры настолько фактурны, что смотреть на них можно бесконечно. Удивительная власть художника над бронзовыми формами и умение их плавно трансформировать позволяли ему создавать невероятные произведения.
И в графике, и в скульптурных сюжетах Эрнста Неизвестного ключевое звено — человек, который скован внутренним напряжением на грани оцепенения. Во всех произведениях мастера реалистичные скульптурные детали переплетаются с абстрактными и гротескными элементами. По отзывам зрителей, скульптуры настолько фактурны, что смотреть на них можно бесконечно. Удивительная власть художника над бронзовыми формами и умение их плавно трансформировать позволяли ему создавать невероятные произведения.
Цикл «Власть зверя» увидел свет в 1999 году. В греческой мифологии сатир — существо, в образе которого сочетаются черты человека и парнокопытного животного. Жизнерадостные и весёлые, сатиры славились страстью к распутству и пристрастием к алкоголю. Сопровождали бога вина Диониса и всё свободное время посвящали пьянству и флирту с нимфами. Они никогда не грустили, не уставали от шума и веселья и не задумывались об иной жизни.
У Неизвестного сатир — некогда разгульное существо, переоценивающее смысл жизни и задумавшееся о своём предназначении. Животная и человеческая сущность борются в нём. По лицу Сатира видно, что интеллектуальные зачатки преобладают и духовная составляющая всеми силами пытается подавить биологические формы.
Скульптуры из серии «Власть зверя» — своего рода кульминация понимания художником человеческой природы, суть которой он открыл для себя в период работы над «Книгой Иова». В дальнейшем философское восприятие библейских постулатов помогало художнику работать над его знаменитым «Древом жизни». В трактовке автора зверь — прообраз дьявола. В библейских писаниях дьявол представлен как существо, созданное путём сложной комбинации различных животных.
Скульптор считает, что внутри каждого человека присутствует определённая звериная составляющая и в течение жизни «тёмная» животная сущность борется с добрым началом. Все негативные качества людей — зависть, злость, жадность, лицемерие — порождены звериной силой, которая лежит в основе инстинкта выживания. Произведения Эрнста Неизвестного, вошедшие в серию «Власть зверя», символизируют человечество, его лучшие и худшие стороны. В своих работах автор подводит зрителя к философскому размышлению о том, насколько сильна власть зверя и какие поступки необходимо совершать, чтобы она не взяла верх над природой любви и доброты.