Колония Евангелической Братской общины гернгутеров в Сарепте возникла в 1765 году, в процессе государственной хозяйственной колонизации Нижнего Поволжья и юга России. Гернгутеры были представителями протестантизма. На своей картине Валерий Коньков воссоздал самое главное здание колонии — кирху, в переводе с немецкого — «церковь».
Строительство каменной церкви началось в 1771 году по образцу одной из кирх Братского союза гернгутеров в Германии. Фундамент сделали из дикого камня. Стены — из кирпича местного производства. Во время закладки первого камня будущего храма сарептяне замуровали в фундамент свинцовую банку с письмом потомкам и медную памятную табличку. Во время реставрации кирхи в XX веке закладку не обнаружили.
Кирха была одной из первых каменных построек колонии. Ее внешний вид отличался от обычных лютеранских кирх. На башне располагались часы с двумя циферблатами и шпиль с флюгером. Циферблат часов, выходящий на площадь колонии, был черным. Циферблат, выходящий в сторону кладбища, имел белый цвет. Часы в то время обычно устанавливали на городских ратушах, а башни церквей венчали кресты, а не флюгеры. Такие особенности сарептской кирхи символизировали единство духовной и светской жизни в поселении.
Место расположения кирхи было выбрано не случайно. Сарепта имела крестообразную планировку, воплощавшую идею распятия. «Низ» креста составляли торговые и ремесленные кварталы. Горизонтальную перекладину образовывали улицы с общинными домами. По «верху» креста проходила дорога на кладбище — путь в загробный мир. Кирха занимала точку пересечения перекладины и «верха», на обычном распятии в этой точке изображается голова Иисуса Христа. Таким образом, кирха «возглавляла» символический крест.
В 1892 году Сарепту исключили из Братского союза. Через два года кирху передали Евангелическо-лютеранской церкви России. Ее интерьер и внешний вид изменили в соответствии с лютеранскими нормами.
По решению советских властей в 1938 году кирху закрыли, ее башню демонтировали, орган разобрали. В здании размещались вначале кинотеатр «Культармеец», затем с 1967 года — склад универсального торга.
С появлением музея-заповедника «Старая Сарепта» кирха стала составной частью музейного историко-архитектурного комплекса. В 1996 году ее отреставрировали на пожертвования, собранные евангелическо-лютеранской общиной церкви Берлин-Брандербург. Позже музей передал кирху в пользование евангелическо-лютеранской общине Волгограда. В ней возобновились церковные службы.
Строительство каменной церкви началось в 1771 году по образцу одной из кирх Братского союза гернгутеров в Германии. Фундамент сделали из дикого камня. Стены — из кирпича местного производства. Во время закладки первого камня будущего храма сарептяне замуровали в фундамент свинцовую банку с письмом потомкам и медную памятную табличку. Во время реставрации кирхи в XX веке закладку не обнаружили.
Кирха была одной из первых каменных построек колонии. Ее внешний вид отличался от обычных лютеранских кирх. На башне располагались часы с двумя циферблатами и шпиль с флюгером. Циферблат часов, выходящий на площадь колонии, был черным. Циферблат, выходящий в сторону кладбища, имел белый цвет. Часы в то время обычно устанавливали на городских ратушах, а башни церквей венчали кресты, а не флюгеры. Такие особенности сарептской кирхи символизировали единство духовной и светской жизни в поселении.
Место расположения кирхи было выбрано не случайно. Сарепта имела крестообразную планировку, воплощавшую идею распятия. «Низ» креста составляли торговые и ремесленные кварталы. Горизонтальную перекладину образовывали улицы с общинными домами. По «верху» креста проходила дорога на кладбище — путь в загробный мир. Кирха занимала точку пересечения перекладины и «верха», на обычном распятии в этой точке изображается голова Иисуса Христа. Таким образом, кирха «возглавляла» символический крест.
В 1892 году Сарепту исключили из Братского союза. Через два года кирху передали Евангелическо-лютеранской церкви России. Ее интерьер и внешний вид изменили в соответствии с лютеранскими нормами.
По решению советских властей в 1938 году кирху закрыли, ее башню демонтировали, орган разобрали. В здании размещались вначале кинотеатр «Культармеец», затем с 1967 года — склад универсального торга.
С появлением музея-заповедника «Старая Сарепта» кирха стала составной частью музейного историко-архитектурного комплекса. В 1996 году ее отреставрировали на пожертвования, собранные евангелическо-лютеранской общиной церкви Берлин-Брандербург. Позже музей передал кирху в пользование евангелическо-лютеранской общине Волгограда. В ней возобновились церковные службы.