В коллекции Краеведческого музея города Железнодорожного хранится темно-синий сарафан, выполненный из грубого холста. По нижнему срезу сарафан обработан широкой полоской из ситца фисташкового цвета. Низ подола украшает широкая лента с цветочным орнаментом, золотистая тесьма и полоска узкого белого кружева. Для косоклинного сарафана употреблялся синий, иногда почерненный сандалом холст, а также шерстяная ткань естественных цветов или окрашенная в черный или красный. Синий холст заменялся в праздничных сарафанах синей китайкой, реже шелком, шерстяная ткань — покупным сукном.
Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так обозначает мужскую княжескую одежду без указания покроя и материала. Исследователи считают, что термин «сарафан», имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai («одетый с головы до ног») и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто и обозначало предмет мужского костюма. Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Вероятнее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую с середины или конца XIV века, и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем под влиянием городской моды распространившиеся и в деревне. До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки. С внедрением костюма европейского типа сарафаны продолжили носить лишь мещане, купцы и крестьяне. Дворянкам носить сарафан было неприлично.
Екатерина II пыталась изменить ситуацию. Императрица вменила в обязанность придворным дамам ношение традиционного платья. Специально для этого был разработан вариант сарафана, который был, конечно, не совсем правдоподобным и имел налет тогдашней французской моды, но все же был узнаваемо традиционным русским сарафаном.
В XVIII–XIX веках сарафан был широко распространен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили как девушки, так и замужние женщины. Повседневные сарафаны выглядели скромнее, а праздничные украшались нашивками красочных лент по самому подолу, полосами вышивки на контрастном фоне. Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.