В экспозиции музея представлена традиционная летняя мужская обувь северных народов. Такие сапоги с длинными голенищами на языке народа ханты называются «нюки вей».
Сапоги сшиты вручную из ровдуги (оленьей кожи) и богато украшены орнаментом. Узор нанесен с помощью заточенной деревянной палочки с острым концом специальной краской, изготовленной по старинной технологии из березовой трухи. Такая краска въедается в кожу и не смывается в процессе носки.
Ханты верят, что традиционный орнамент служит оберегом и защищает человека от духов Нижнего мира — духов болезней. Поэтому носить одежду или обувь можно только тогда, когда на нее нанесен особый узор. Этот орнамент, как правило, состоит из геометрических фигур или стилизованных изображений животных или птиц.
Передняя сторона голенищ у сапог «нюки вей» длиннее задней. Снизу и сверху к обуви пришиты кожаные ремешки-завязки. Их пропускают через ровдужные петли, вшитые по бокам голенища. Петли традиционно окрашивают в красный цвет натуральными красителями, например, изготовленными из ягодного сока. С помощью ремешков мужчины дополнительно закрепляют сапоги, обвязывая вокруг колена. А женские сапоги таким же образом привязывают к нательному поясу.
Сапоги «нюки вей» очень практичны: высокие голенища защищают от укусов насекомых, а натуральная оленья кожа не пропускает влагу, что предотвращает появление опрелостей. В такие сапоги обычно кладут стельки из соломы, которые создают своеобразную «воздушную подушку» и не дают развиваться плоскостопию.
Из оленьей кожи ханты шьют не только обувь, но и одежду, покрывала, игрушки и другие предметы быта. Оленеводство на протяжении многих веков остается основой жизни северных народов. Ханты считают оленя символом жизни и благополучия, а оленью упряжку — одним из самых удобных транспортных средств для перемещения по таежным территориям.
Стилизованное изображение оленя часто можно встретить в хантыйских орнаментах. Узор, который называется «оленьи рога» или «маленького оленя рога», символизирует землю, на которой в изобилии водятся эти животные. Такой орнамент наносят на удачу.
Сапоги сшиты вручную из ровдуги (оленьей кожи) и богато украшены орнаментом. Узор нанесен с помощью заточенной деревянной палочки с острым концом специальной краской, изготовленной по старинной технологии из березовой трухи. Такая краска въедается в кожу и не смывается в процессе носки.
Ханты верят, что традиционный орнамент служит оберегом и защищает человека от духов Нижнего мира — духов болезней. Поэтому носить одежду или обувь можно только тогда, когда на нее нанесен особый узор. Этот орнамент, как правило, состоит из геометрических фигур или стилизованных изображений животных или птиц.
Передняя сторона голенищ у сапог «нюки вей» длиннее задней. Снизу и сверху к обуви пришиты кожаные ремешки-завязки. Их пропускают через ровдужные петли, вшитые по бокам голенища. Петли традиционно окрашивают в красный цвет натуральными красителями, например, изготовленными из ягодного сока. С помощью ремешков мужчины дополнительно закрепляют сапоги, обвязывая вокруг колена. А женские сапоги таким же образом привязывают к нательному поясу.
Сапоги «нюки вей» очень практичны: высокие голенища защищают от укусов насекомых, а натуральная оленья кожа не пропускает влагу, что предотвращает появление опрелостей. В такие сапоги обычно кладут стельки из соломы, которые создают своеобразную «воздушную подушку» и не дают развиваться плоскостопию.
Из оленьей кожи ханты шьют не только обувь, но и одежду, покрывала, игрушки и другие предметы быта. Оленеводство на протяжении многих веков остается основой жизни северных народов. Ханты считают оленя символом жизни и благополучия, а оленью упряжку — одним из самых удобных транспортных средств для перемещения по таежным территориям.
Стилизованное изображение оленя часто можно встретить в хантыйских орнаментах. Узор, который называется «оленьи рога» или «маленького оленя рога», символизирует землю, на которой в изобилии водятся эти животные. Такой орнамент наносят на удачу.