Санквылтап (или сангултап, также сангультап) представляет собой народный струнный музыкальный инструмент обских угров — народов ханты и манси. Санквылтап использовали как в культовых практиках, так и для простого музицирования.
Инструмент изготавливали из стволов кедра, ели или осины, мастера придавали ему форму лодки или рыбы. По сути, санквылтап — это дощечная цитра с резонатором, на который накладывалась дека. Над ней натягивали три, пять или семь струн. В оригинальном виде струны создавали из кишок или сухожилий оленя.
Играли на данном инструменте только мужчины, сидя на сложенных крест-накрест ногах. Во время исполнения санквылтап держали на коленях в горизонтальном положении, слегка наклоняли его набок. Игра на инструменте заключалась в защипывании струн одной рукой и приглушении другой. Поднятие струн над декой инструмента достигалось при помощи специальной подставки, которая была расположена примерно в 25–30 см от округлого края инструмента.
В целях укрепления корпуса и особенно его верхней деки внутри санквылтапа мастера устанавливали своеобразный каркас, что также позволяло улучшить резонаторные свойства. Внутрь инструмента принято было насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны были греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.
Санквылтапы могли иметь различные размеры: одни достигали 130 см в длину и 27 см в ширину, другие могли быть вполовину меньше. Наиболее распространены были инструменты длиной 90–100 см и шириной 15–20 см. Высота или «глубина» корпуса санквылтапа составляла 5–7 см, хотя встречались и более «глубокие».
В инструментах хантов и манси более высокие струны располагались внизу, а более низкие струны — сверху санквылтапа, примерно там, где в инструменте прибалто-финнов располагалась его внутренняя боковая поверхность.
Санквылтап из коллекции Музея истории города Урай имеет светло-желтый цвет с традиционным орнаментом «заячьи ушки» по бокам красного и зеленого цветов. В настоящее время санквылтап иногда используют в художественной самодеятельности. И если раньше на нем играли только мужчины, то теперь на этом инструменте играют и женщины.
Инструмент изготавливали из стволов кедра, ели или осины, мастера придавали ему форму лодки или рыбы. По сути, санквылтап — это дощечная цитра с резонатором, на который накладывалась дека. Над ней натягивали три, пять или семь струн. В оригинальном виде струны создавали из кишок или сухожилий оленя.
Играли на данном инструменте только мужчины, сидя на сложенных крест-накрест ногах. Во время исполнения санквылтап держали на коленях в горизонтальном положении, слегка наклоняли его набок. Игра на инструменте заключалась в защипывании струн одной рукой и приглушении другой. Поднятие струн над декой инструмента достигалось при помощи специальной подставки, которая была расположена примерно в 25–30 см от округлого края инструмента.
В целях укрепления корпуса и особенно его верхней деки внутри санквылтапа мастера устанавливали своеобразный каркас, что также позволяло улучшить резонаторные свойства. Внутрь инструмента принято было насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны были греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.
Санквылтапы могли иметь различные размеры: одни достигали 130 см в длину и 27 см в ширину, другие могли быть вполовину меньше. Наиболее распространены были инструменты длиной 90–100 см и шириной 15–20 см. Высота или «глубина» корпуса санквылтапа составляла 5–7 см, хотя встречались и более «глубокие».
В инструментах хантов и манси более высокие струны располагались внизу, а более низкие струны — сверху санквылтапа, примерно там, где в инструменте прибалто-финнов располагалась его внутренняя боковая поверхность.
Санквылтап из коллекции Музея истории города Урай имеет светло-желтый цвет с традиционным орнаментом «заячьи ушки» по бокам красного и зеленого цветов. В настоящее время санквылтап иногда используют в художественной самодеятельности. И если раньше на нем играли только мужчины, то теперь на этом инструменте играют и женщины.