Сани — один из самых древних видов транспорта. Ездили на них не только зимой, но и летом, особенно в болотистых местностях, где колеса могли увязнуть в зыбкой почве. Прообразом всех видов саней стали волокуши — приспособления для перевозки грузов, которые состояли из двух жердей, соединенных поперечными балками.
Первые подобия саней, которые удалось обнаружить археологам, относятся примерно ко II тысячелетию до нашей эры. Со временем их внешний вид менялся. Появлялись все новые разновидности — в том числе женские экипажи, закрытые со всех сторон тканью, и ритуальные сани с особыми украшениями: их использовали в похоронных и свадебных обрядах.
Крестьяне на Руси ездили на простых деревянных санках без особых украшений. Повозки для знатных людей и священнослужителей богато отделывали: вырезали узоры на бортах, расписывали цветными орнаментами и дополняли лентами и колокольчиками. Внутри их покрывали атласом или бархатом. А чтобы пассажиры не мерзли, в сани помещали полог из соболиного или куньего меха. Ездили в таких экипажах обычно поодиночке, реже по два человека.
В северных губерниях часто встречались кошевы, или кошевки — высокие повозки с укрепленным кузовом и полозьями, которые подбивали железом. Предназначались они для парадных выездов и торжественных визитов. Иногда местные власти использовали их для официальных поездок, а на небольших легких кошевках развозили почту.
Для детей изготавливали похожие миниатюрные санки, но борта и спинку чаще всего плели из ивовых прутьев. На таких одноместных маленьких кошевках обычно катались с ледяных горок в праздники, особенно в Масленичную неделю.
Санки из музейного собрания имеют высокие бортики: они нужны были, чтобы ребенок случайно не выпал. Внутрь иногда стелили коврик или свернутое мягкое покрывало.
Ивовые прутья для санок запасали после того, как с деревьев опадали листья — примерно с конца октября до апреля. В это время древесина становилась прочной, но еще была упругой и гибкой. Чтобы снять с прутьев кору, их проваривали в кипятке.
Первые подобия саней, которые удалось обнаружить археологам, относятся примерно ко II тысячелетию до нашей эры. Со временем их внешний вид менялся. Появлялись все новые разновидности — в том числе женские экипажи, закрытые со всех сторон тканью, и ритуальные сани с особыми украшениями: их использовали в похоронных и свадебных обрядах.
Крестьяне на Руси ездили на простых деревянных санках без особых украшений. Повозки для знатных людей и священнослужителей богато отделывали: вырезали узоры на бортах, расписывали цветными орнаментами и дополняли лентами и колокольчиками. Внутри их покрывали атласом или бархатом. А чтобы пассажиры не мерзли, в сани помещали полог из соболиного или куньего меха. Ездили в таких экипажах обычно поодиночке, реже по два человека.
В северных губерниях часто встречались кошевы, или кошевки — высокие повозки с укрепленным кузовом и полозьями, которые подбивали железом. Предназначались они для парадных выездов и торжественных визитов. Иногда местные власти использовали их для официальных поездок, а на небольших легких кошевках развозили почту.
Для детей изготавливали похожие миниатюрные санки, но борта и спинку чаще всего плели из ивовых прутьев. На таких одноместных маленьких кошевках обычно катались с ледяных горок в праздники, особенно в Масленичную неделю.
Санки из музейного собрания имеют высокие бортики: они нужны были, чтобы ребенок случайно не выпал. Внутрь иногда стелили коврик или свернутое мягкое покрывало.
Ивовые прутья для санок запасали после того, как с деревьев опадали листья — примерно с конца октября до апреля. В это время древесина становилась прочной, но еще была упругой и гибкой. Чтобы снять с прутьев кору, их проваривали в кипятке.