Образ чудо-мельницы, создающей богатства и обеспечивающей материальное благополучие, в народной традиции является результатом длительного развития утопической народной идеи о безбедной жизни и благоденствии. Сампо — волшебный предмет, дарующий изобилие. В поэме представлен как мельница, но в народных песнях до конца не ясно, что это. Возможно, по своей сути это небесный свод или какая-то его «уменьшенная версия»: и у Сампо, и у неба — «пестрая крышка», и то и другое выковал Илмаринен, история его добычи сходна с добычей Солнца и Луны, украденных Лоухи.
В рунической поэзии и в эпической поэме «Калевала» Элиаса Лённрота совершенно отсутствует описание внешнего вида мельницы Сампо. Встречается только два слова — «пестрая крышка». С одной стороны, это дает почву для развития множества версий, чем же на самом деле было Сампо, а с другой стороны, это становится самой большой загадкой «Калевалы» и привлекает внимание художников-иллюстраторов, которые, создавая свои произведения, являют миру совершенно разные образы мельницы, и фантазия художников безгранична — от реальных мельниц с жерновами и лопастями до символических и метафорических образов.
Виктор Таубер изображает Сампо, вросшее в землю, проросшее корнями
в пещере, где его спрятала Лоухи. Прорастание Сампо порождает его
сравнение с мировым древом, особо почитаемым в северных краях,
и отношение к мельнице как к живому объекту.