Самовар — один из символов русской культуры. Этот предмет быта принято было чистить до блеска и обвешивать баранками.
Этот предмет кухонной утвари был непременным атрибутом дворца и купеческого особняка, постоялого двора и трактира. Без самовара не обходился ни один семейный вечер, за чашкой чая делились новостями, обсуждали коммерческие сделки, творческие идеи, маршруты путешествий и многое другое.
Правда, этот водогрейный прибор, особенно от известных производителей, могла позволить себе не каждая семья. Наличие самовара говорило о достатке и гостеприимстве, и обычно в доме его помещали на видное место.
Расцвет самоваров пришелся на вторую половину XIX века. Их делали известные тульские фабриканты: Лисицыны, Баташёвы, Капырзины, Тейле и другие. Город Тула стал центром самоварного производства сразу по нескольким причинам — благодаря богатым месторождениям руды, близости к столице и из-за обилия высококлассных мастеров — резчиков по металлу.
Самовары изготавливали из меди и сплавов на ее основе — латуни, томпака и мельхиора. Состоятельным покупателям предлагали изделия с никелевым или серебряным покрытием, особо дорогие образцы производились из чистого серебра.
Самовар из музейной коллекции отлит из фарфора, в качестве покрытия использовано золочение. Предназначался такой предмет не для кипячения воды, а для употребления напитков — он представляет собой чашку со съемной крышкой.
До наших дней дошло немного подобных изделий: они отличаются малыми габаритами и тонкими хрупкими стенками. У музейной чашки-самовара присутствуют незначительные потертости.
Такой фарфоровый самовар почти в точности копирует настоящий. Выше шейки тулова имеются прорези, как у настоящего поддувала, а самоварную крышку венчают конфорка с ручкой-шишкой и две ручки-хватки по бокам.