Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «России чайной — старая столица»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Самовар «Ваза»

Время создания
первая половина XIX века
Место создания
Российская империя, город Тула
Размер
48,5x29,5x16,5 см
Техника
латунь; ковка, давление, литье, точка, лужение
0
Открыть в приложении
#1

Самовар из коллекции Кяхтинского краеведческого музея изготовили в форме вазы с высоким горлом. Его стенки мастер расчеканил гранями. Крышка самовара — ступенчатая, ручки составлены из парных пластин.

Нижняя часть накладки представляет собой плоскую деревянную пластину. Ручки присоединили к тулову с помощью выпуклой рельефной накладки листовидной формы. Репеек (накладка вокруг корпуса самовара по диаметру крана) — круглый и рельефный.

Ветка крана (ручка) — изогнутая, s-образная, с рельефом, который автор стилизовал под стебель растения. Шейка, то есть часть у нижнего края тулова, — глухая, низкая. Поддон — квадратный, плоский. Ножкам мастер придал вид округлых стержней на плоском основании.

Самовар-ваза является мемориальным предметом, на нем есть гравировка, которая подтверждает факт приобретения: «На добрую память крестнице Г.А. Коковиной от крестного Б.В. Белозерова. Купленный у декабристов Бестужевых в 1858 г. Троицкосавск 1909 года».

Иными словами, этот самовар приобрел кяхтинский купец Борис Васильевич Белозёров у декабриста Михаила Александровича Бестужева, брата Николая. Изготовили самовар-вазу на фабрике братьев Сомовых.

Считается, что в 1841 году фабрику основала Прасковья Дорофеевна Сомова. Однако расцвет производства пришелся на 1850–1860-е годы, когда в управлении принимали участие ее сыновья, полные тезки — Иван Егорович Сомов старший и младший. У изделий этой фабрики был собственный стиль, многообразие форм деталей. Самовары создавались в виде гранных ваз, кувшинов, кратеров с долями или гранями.

В своей повести «Шлиссельбургская станция» Николай Александрович Бестужев размышлял о чае и чаепитии: 
#2

Выдумка чая прекрасная вещь во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет не изгнал еще из гостиных самоваров и не похитил у хозяйки права разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе; кажется, что кипящий напиток согревает сердца, располагает к веселости и откровенности. Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым; молодые становятся внимательнее к старикам.

#4
Самовар «Ваза»
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Самовар «Ваза»

Время создания
первая половина XIX века
Место создания
Российская империя, город Тула
Размер
48,5x29,5x16,5 см
Техника
латунь; ковка, давление, литье, точка, лужение
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%