Самовар из коллекции Кяхтинского краеведческого музея изготовили в форме вазы с высоким горлом. Его стенки мастер расчеканил гранями. Крышка самовара — ступенчатая, ручки составлены из парных пластин.
Нижняя часть накладки представляет собой плоскую деревянную пластину. Ручки присоединили к тулову с помощью выпуклой рельефной накладки листовидной формы. Репеек (накладка вокруг корпуса самовара по диаметру крана) — круглый и рельефный.
Ветка крана (ручка) — изогнутая, s-образная, с рельефом, который автор стилизовал под стебель растения. Шейка, то есть часть у нижнего края тулова, — глухая, низкая. Поддон — квадратный, плоский. Ножкам мастер придал вид округлых стержней на плоском основании.
Самовар-ваза является мемориальным предметом, на нем есть гравировка, которая подтверждает факт приобретения: «На добрую память крестнице Г.А. Коковиной от крестного Б.В. Белозерова. Купленный у декабристов Бестужевых в 1858 г. Троицкосавск 1909 года».
Иными словами, этот самовар приобрел кяхтинский купец Борис Васильевич Белозёров у декабриста Михаила Александровича Бестужева, брата Николая. Изготовили самовар-вазу на фабрике братьев Сомовых.
Считается, что в 1841 году фабрику основала Прасковья Дорофеевна Сомова. Однако расцвет производства пришелся на 1850–1860-е годы, когда в управлении принимали участие ее сыновья, полные тезки — Иван Егорович Сомов старший и младший. У изделий этой фабрики был собственный стиль, многообразие форм деталей. Самовары создавались в виде гранных ваз, кувшинов, кратеров с долями или гранями.
В своей повести «Шлиссельбургская станция» Николай Александрович Бестужев размышлял о чае и чаепитии: