В крупных магазинах Вятки бульотки наряду с самоварами пользовались неизменным спросом и служили украшением обеденного стола. Самые интересные экземпляры бульоток представлены в разделе «Вятское купечество в конце ХIХ — начале ХХ века».
Громоздкие самовары, как правило, топили дровами, углем или щепой на дворе или на кухне. В небольшую изящную бульотку на один-пять стаканов жидкости заливали кипящую воду и ставили на стол для традиционного долгого чаепития, а горелка продолжала поддерживать температуру.
Некоторые модели снабжались узкой трубой внутри сосуда и имели причудливые формы. Мастера украшали бульотки с большой фантазией: изящными ручками, изразцовыми крышками, узорчатым орнаментом. Форма изделия ограничивалась только фантазией мастера или заказчика: встречаются круглые и конические бульотки в форме чайника, паровоза, птиц и животных. Гнутые ножки, носик, ручки или рама, к которой подвешивали основной сосуд бульотки, отличались затейливыми гнутыми формами и филигранным исполнением.
Некоторые экземпляры имели необычно большой вес — от двух до трех килограммов. Существовали даже специальные сервировочные столики для бульоток. В богатых домах было не принято держать их на общем столе. В начале ХХ века особым шиком было использование бульоток для варки кофейного напитка. Возможно, они стали прообразами первых гейзерных кофеварок.
Принцип действия бульоток определялся традициями и самими мастерами. Наиболее популярны были спиртовые бульотки, которые нагревались от пламени горелки, работающей на спирте. Они использовались вплоть до ХХ века. Другая конструкция бульотки — гиревая — напоминала уменьшенную копию самовара. В глухую трубу, расположенную внутри сосуда, опускали раскаленную гирю или слиток металла на крючке, который долго сохранял тепло воды.
В России бульотки производились в Туле, Москве и Петербурге до революции. Затем их упразднили как предмет роскоши, да и самовары приобретали все большую популярность. Дворянские сословия, поддерживающие европейский стиль, долгое время продолжали использовать бульотку по прямому назначению.
Громоздкие самовары, как правило, топили дровами, углем или щепой на дворе или на кухне. В небольшую изящную бульотку на один-пять стаканов жидкости заливали кипящую воду и ставили на стол для традиционного долгого чаепития, а горелка продолжала поддерживать температуру.
Некоторые модели снабжались узкой трубой внутри сосуда и имели причудливые формы. Мастера украшали бульотки с большой фантазией: изящными ручками, изразцовыми крышками, узорчатым орнаментом. Форма изделия ограничивалась только фантазией мастера или заказчика: встречаются круглые и конические бульотки в форме чайника, паровоза, птиц и животных. Гнутые ножки, носик, ручки или рама, к которой подвешивали основной сосуд бульотки, отличались затейливыми гнутыми формами и филигранным исполнением.
Некоторые экземпляры имели необычно большой вес — от двух до трех килограммов. Существовали даже специальные сервировочные столики для бульоток. В богатых домах было не принято держать их на общем столе. В начале ХХ века особым шиком было использование бульоток для варки кофейного напитка. Возможно, они стали прообразами первых гейзерных кофеварок.
Принцип действия бульоток определялся традициями и самими мастерами. Наиболее популярны были спиртовые бульотки, которые нагревались от пламени горелки, работающей на спирте. Они использовались вплоть до ХХ века. Другая конструкция бульотки — гиревая — напоминала уменьшенную копию самовара. В глухую трубу, расположенную внутри сосуда, опускали раскаленную гирю или слиток металла на крючке, который долго сохранял тепло воды.
В России бульотки производились в Туле, Москве и Петербурге до революции. Затем их упразднили как предмет роскоши, да и самовары приобретали все большую популярность. Дворянские сословия, поддерживающие европейский стиль, долгое время продолжали использовать бульотку по прямому назначению.