Самовар — металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. Ажурный самовар в форме вазы стоит на почетном месте экспозиции в разделе «Купеческая лавка». Такой самовар был дорогим товаром: он стоил не меньше ста рублей.
В самоваре было очень удобно кипятить воду. Она получалась значительно мягче, а чай — вкуснее. К тому же самовар — произведение декоративно-прикладного искусства, настоящее украшение стола, создающее особую атмосферу. Неслучайно его называли «генералом стола». Сердечные разговоры за чашечкой чая согревали душу русского человека атмосферой непринужденности и спокойствия.
Самовары неизменно привлекал в купеческие лавки разную публику. Но покупали их в основном представители купечества как наиболее обеспеченного сословия. В девятнадцатом столетии шел процесс формирования национального типа купца-предпринимателя. Вырабатывались основные бытовые и семейные традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый член семьи выпивал по пять-шесть чашек чая.
Изначально самовары стоили довольно дорого, потому что они считались посудой для высших сословий общества. Требования к внешнему виду предъявлялись высокие. Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка». Самовары также отличались формой ручек, кранов. Самовар дополнялся красивыми аксессуарами. Интересно, что сначала самовар в каждом городе называли по-разному: в Курске — «самокипец», в Ярославле — «самогар», а на Вятке — «самогрей».
Во второй половине девятнадцатого века «самоварной» столицей Российской империи стала Тула, но и в Вятке мастера-умельцы создавали свои уникальные самовары. Оригинальный самовар-бочку на колесах изготовил для своих сыновей вятский мастер Никифор Морозов, а созданный по эскизу знаменитого вятского художника Виктора Михайловича Васнецова самовар «Петух» получил высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году.
В самоваре было очень удобно кипятить воду. Она получалась значительно мягче, а чай — вкуснее. К тому же самовар — произведение декоративно-прикладного искусства, настоящее украшение стола, создающее особую атмосферу. Неслучайно его называли «генералом стола». Сердечные разговоры за чашечкой чая согревали душу русского человека атмосферой непринужденности и спокойствия.
Самовары неизменно привлекал в купеческие лавки разную публику. Но покупали их в основном представители купечества как наиболее обеспеченного сословия. В девятнадцатом столетии шел процесс формирования национального типа купца-предпринимателя. Вырабатывались основные бытовые и семейные традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый член семьи выпивал по пять-шесть чашек чая.
Изначально самовары стоили довольно дорого, потому что они считались посудой для высших сословий общества. Требования к внешнему виду предъявлялись высокие. Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка». Самовары также отличались формой ручек, кранов. Самовар дополнялся красивыми аксессуарами. Интересно, что сначала самовар в каждом городе называли по-разному: в Курске — «самокипец», в Ярославле — «самогар», а на Вятке — «самогрей».
Во второй половине девятнадцатого века «самоварной» столицей Российской империи стала Тула, но и в Вятке мастера-умельцы создавали свои уникальные самовары. Оригинальный самовар-бочку на колесах изготовил для своих сыновей вятский мастер Никифор Морозов, а созданный по эскизу знаменитого вятского художника Виктора Михайловича Васнецова самовар «Петух» получил высшую награду на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году.