Самовар, металлический сосуд для кипячения воды, жаровой, фабричного производства, выполнен из меди.
Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили. Многодельный и трудоемкий процесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия начала первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров. В это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, передавались по наследству, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности, и они просто не сохранились.
Внутри самовара внутренняя топка — труба, наполняемая древесными углями, покрытая серым налётом накипи. По бокам самовара крепятся фигурно выполненные металлические ручки с деревянными фрагментами. На боковой части две медали и клеймо тульского завода: «Тульский завод 1850 год». В нижней части округлого тулова кран без ручки. Сверху самовар закрывается крышкой. Крышка плотно крепится на трубу. На крышке отсутствуют ручки и заглушки для пара.
Самовар установлен на квадратной подставке, ножки которой имеют ступенчатую форму, листообразные, одна из них заменена железной пластиной. Конструктивно самовар довольно сложен. Он состоит из нескольких десятков больших и малых деталей, которые делаются отдельно, а затем мастер, собирает детали воедино, создавая медное чудо.
Изготовление самовара начинали с отбора материала — по листу меди проводили шилом или специальным крючком, и если процарапанная линия была желтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же желтая линия прерывалась — это указывало на примесь окиси меди, то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не полировали.
Расчерченные листы меди разрезали по меркам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. Затем его спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали молотком на кобылинах. Потом корпус вновь отжигали и медленно охлаждали.
Одной из основных операций была наводка, которая требовала несколько этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать-четырнадцать раз. Наводили самовар с середины. После отделки нижней части приступали к наводке верхней. Место спайки корпуса с шейкой проковывали на круглой кобылине наводильным молотком. Шейки и внутренние кувшины (жаровую трубу) наводили так же. Затем шейки припаивали к корпусам, наводили окончательно, тщательно ковали — тяхтали особым тяхтальным молотком. К верхнему краю стенки корпуса припаивали литой медный обруч и точили самовар и шейки.
Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили. Многодельный и трудоемкий процесс изготовления самоваров позволяет понять, почему в музейных коллекциях эти изделия начала первой половины XIX века представлены небольшим количеством экземпляров. В это время их делали сравнительно немного, они представляли для владельцев значительную ценность, передавались по наследству, использовались в семье не одним поколением, поэтому часто у них иссякал запас прочности, и они просто не сохранились.
Самый первый русский самовар был сделан из меди и появился на Урале. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Самовары династии Лисицыных прославились многообразием видов и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в форме дельфина, с петлеобразными ручками. Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка». Поскольку желающих обзавестись модным и необходимым в быту самоваром становилось все больше, производства открылись во многих городах России.
Первоначально в каждом городе его называли по-разному: в Курске — «самокипец», в Ярославле — «самогар», а на Вятке — «самогрей». Новое дело оказалось настолько прибыльным, что кустари переоборудовали мастерские в фабрики. Вскоре в России самовар стал главным предметом чаепития. На смену медным пришли самовары из сплава цинка и меди.