Родина самовара — Урал, а именно Иргинский завод в Свердловской области. В документах 1740 года был впервые упомянут изготовленный там 16-фунтовый медный самовар.
Уже к концу XIX — началу XX века чаепитие в России стало неотъемлемой частью национальной культурной традиции. Тема чаепития за самоваром стала одной из популярных тем русского — особенно народного — искусства. Сцены чаепития изображали на подносах, прялках, чайницах, деревянных и берестяных коробках. Самовар начал появляться во многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Например, Борис Кустодиев написал целую серию работ, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе», «Чаепитие», «Купчиха за чаем», «Осень в провинции. Чаепитие» и другие. Среди других известных картин произведения Василия Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», Константина Коровина «За чайным столом», Константина Маковского «За чаем» и так далее.
В каждом городе складывались свои традиции чаепития, особенно выделялись московские. Писатель Александр Вьюрков писал: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и „просто так“. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, „сквозь который Москву видать“, москвич деликатно отказывался».
На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление менялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. Каждая фабрика стремилась придумать свой, непохожий на другие самовар. Их изготавливали разных размеров — от стакана до двадцати литров, разных форм — конические, гладкие, граненые, в форме шара. На рубеже XVIII–XIX веков в обиход вошли самовары в форме бочонка — именно такой представлен в нашей экспозиции.
Крупнейшим центром производства самоваров в середине XIX века стала Тула. Наибольшую известность завоевали самовары фабрики Баташёвых. Образцы для удобства массового производства были стандартизированы, но декорировались разнообразными литыми фигурными деталями: кранами, ветками кранов, ручками всевозможной конфигурации. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле и растительные орнаменты в модной манере «романтического модерна».
Уже к концу XIX — началу XX века чаепитие в России стало неотъемлемой частью национальной культурной традиции. Тема чаепития за самоваром стала одной из популярных тем русского — особенно народного — искусства. Сцены чаепития изображали на подносах, прялках, чайницах, деревянных и берестяных коробках. Самовар начал появляться во многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Например, Борис Кустодиев написал целую серию работ, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе», «Чаепитие», «Купчиха за чаем», «Осень в провинции. Чаепитие» и другие. Среди других известных картин произведения Василия Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», Константина Коровина «За чайным столом», Константина Маковского «За чаем» и так далее.
В каждом городе складывались свои традиции чаепития, особенно выделялись московские. Писатель Александр Вьюрков писал: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и „просто так“. Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, „сквозь который Москву видать“, москвич деликатно отказывался».
На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление менялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. Каждая фабрика стремилась придумать свой, непохожий на другие самовар. Их изготавливали разных размеров — от стакана до двадцати литров, разных форм — конические, гладкие, граненые, в форме шара. На рубеже XVIII–XIX веков в обиход вошли самовары в форме бочонка — именно такой представлен в нашей экспозиции.
Крупнейшим центром производства самоваров в середине XIX века стала Тула. Наибольшую известность завоевали самовары фабрики Баташёвых. Образцы для удобства массового производства были стандартизированы, но декорировались разнообразными литыми фигурными деталями: кранами, ветками кранов, ручками всевозможной конфигурации. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле и растительные орнаменты в модной манере «романтического модерна».