В залах Национального музея Республики Башкортостан посетители могут видеть один из интереснейших предметов, характеризующий быт народов края в прошлом — самопрялку.
Опорная часть самопрялки выполнена в виде низкой «табуретки» с крестообразной крышкой и четырьмя фигурными ножками, расположенными под наклоном к плоскости пола. Две ножки соединены между собой в нижней части перекладиной, к которой присоединена педаль в виде тонкого бруска. В крышке «табурета» закреплены две точеные фигурные стойки разной высоты, между которыми на металлической оси располагается колесо с фигурными точеными спицами.
Над колесом стойки соединены горизонтальной перекладиной, в которую вставлен фигурный столбик — винт, расположенный ниже второй стойки. Стержень веретена служит осью, на которой закреплены катушка и рогулька (шпуля) с металлическими крючьями (для натягивания нитей).
По своей сути самопрялка стала прялкой, получившей полумеханическое устройство. Ножной привод с кривошипом вращал большое колесо, от которого вращались шпуля для намотки ниток и вилка с зубцами для кудели; пряха только ссучивала волокно.
Таким образом, сама конструкция самопрялки проста и сложна одновременно и совершенствовалась на протяжении столетий. Благодаря появившейся в XV веке рогульке отпала необходимость в прерывании прядения на намотку, а педаль для вращения колеса появилась лишь в XVI веке.
В XIX веке значительно возросла потребность в пряже и по этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя.
К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, позволяющую вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип действия оставался прежним: кудель все так же крепили к верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена — это была последняя механическая прялка.
Самопрялки получили распространение преимущественно в городе, а в деревне появились поздно и сосуществовали с обычной прялкой, более дешевой и настолько простой в изготовлении, что ее мог изготовить для жены сам хозяин.
Прядение на самопрялке было гораздо быстрее, чем на веретене: в день пряли по 400 граммов шерсти, на веретене для этого потребовалось бы несколько дней.