Прялка и веретено — древнейшее орудие женского труда. Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов.
Самопрялка — станок для прядения ниток. Состоит из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, кожаного приводного ремня. Колесо соединяли со шпулькой приводным ремнем, а с подножкой — деревянным шатуном. Все это было закреплено в определенном порядке на стояке. Колесо могло располагаться в одной плоскости со шпулькой или находиться под шпулькой.
Подготовленное для прядения льняное волокно или шерсть прикрепляли к деревянной лопасти, вставлявшейся в верхнюю часть стояка самопрялки, либо к обычной прялке. Работа начиналась с того, что пряха вручную скручивала немного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она, нажимая ногой на подножку, приводила в движение колесо, которое, в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и наматывалось на катушку.
Главное достоинство самопрялки — эффективность работы. Однако в крестьянской среде самопрялка была не столь широко распространена, как веретено — более простое и дешевое приспособление.
В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения. Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи — посиделках и у себя в избах. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило на приданое и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость. Прялка служила свадебным подарком жениха невесте. Часто ее дарил на память отец — дочери, муж — жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.
Самопрялка, которая находится в интерьере «Комната крестьян-переселенцев», была передана в дар музею жительницей Новороссийска Марией Ефимовной Кадол. Ей, в свою очередь, она перешла от бабушки — Прасковьи Уваровны, уроженки села Кулешовка Краснодарского края.
Самопрялка — станок для прядения ниток. Состоит из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, кожаного приводного ремня. Колесо соединяли со шпулькой приводным ремнем, а с подножкой — деревянным шатуном. Все это было закреплено в определенном порядке на стояке. Колесо могло располагаться в одной плоскости со шпулькой или находиться под шпулькой.
Подготовленное для прядения льняное волокно или шерсть прикрепляли к деревянной лопасти, вставлявшейся в верхнюю часть стояка самопрялки, либо к обычной прялке. Работа начиналась с того, что пряха вручную скручивала немного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она, нажимая ногой на подножку, приводила в движение колесо, которое, в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и наматывалось на катушку.
Главное достоинство самопрялки — эффективность работы. Однако в крестьянской среде самопрялка была не столь широко распространена, как веретено — более простое и дешевое приспособление.
В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения. Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи — посиделках и у себя в избах. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило на приданое и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость. Прялка служила свадебным подарком жениха невесте. Часто ее дарил на память отец — дочери, муж — жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.
Самопрялка, которая находится в интерьере «Комната крестьян-переселенцев», была передана в дар музею жительницей Новороссийска Марией Ефимовной Кадол. Ей, в свою очередь, она перешла от бабушки — Прасковьи Уваровны, уроженки села Кулешовка Краснодарского края.