В экспозиции «Большой гостиной» Музея семьи Аксаковых представлено несколько предметов изящной мебели в стиле «Тонет». В нем выполнен и овальный столик, расположенный около дивана и покрытый бордовой бархатной скатертью. На этом столике легко представить чайный сервиз и самовар: он действительно часто использовался для чаепития. На его бордовой скатерти сразу же выделяется белая квадратная хлопчатобумажная салфетка, связанная на коклюшках — деревянных катушках, на которые наматывались специальные нитки для плетения кружева.
Эта салфетка имеет исключительно декоративную функцию. Она является не единственным предметом в «Большой гостиной», созданным с помощью коклюшек: подставка в виде миниатюрного столика также покрыта связанной на коклюшках кружевной скатертью. Кружево во все времена привлекало к себе внимание благодаря ажурным переплетающимся узорам. Хотя процесс его создания связан со многими сложностями, всегда находились мастерицы, которые полностью посвящали себя филигранной работе с кружевом.
Считается, что кружевоплетение возникло в Италии и Испании. В средние века из-за быстрого развития торговли эта технология проникла и в Россию, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует и легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря Петру I: якобы именно он вывез из Голландии несколько кружевниц, которые обучили своему ремеслу русских женщин.
Одним из самых распространенных методов создания кружева является плетение с помощью коклюшек. Чаще всего коклюшки изготавливаются из твердых древесных пород, имеющих гладкую структуру: такие изделия не оставляют занозы на руках мастериц. Для изготовления одного кружева могут применяться десятки коклюшек: их выбирают индивидуально в зависимости от того, каким должен быть результат. Поэтому длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы: характерные для родных краев создательницы кружева деревья, цветы, ягоды. Нередко среди орнаментов русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб является самым почитаемым деревом. Также часто повторялся узор в виде колоска: считалось, что такой узор способствует привлечению богатства и благополучия. В народе было распространено поверье, что узор в виде колоса, как и дубового листа, также оберегал от нечести и злых духов.
Эта салфетка имеет исключительно декоративную функцию. Она является не единственным предметом в «Большой гостиной», созданным с помощью коклюшек: подставка в виде миниатюрного столика также покрыта связанной на коклюшках кружевной скатертью. Кружево во все времена привлекало к себе внимание благодаря ажурным переплетающимся узорам. Хотя процесс его создания связан со многими сложностями, всегда находились мастерицы, которые полностью посвящали себя филигранной работе с кружевом.
Считается, что кружевоплетение возникло в Италии и Испании. В средние века из-за быстрого развития торговли эта технология проникла и в Россию, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует и легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря Петру I: якобы именно он вывез из Голландии несколько кружевниц, которые обучили своему ремеслу русских женщин.
Одним из самых распространенных методов создания кружева является плетение с помощью коклюшек. Чаще всего коклюшки изготавливаются из твердых древесных пород, имеющих гладкую структуру: такие изделия не оставляют занозы на руках мастериц. Для изготовления одного кружева могут применяться десятки коклюшек: их выбирают индивидуально в зависимости от того, каким должен быть результат. Поэтому длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы: характерные для родных краев создательницы кружева деревья, цветы, ягоды. Нередко среди орнаментов русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб является самым почитаемым деревом. Также часто повторялся узор в виде колоска: считалось, что такой узор способствует привлечению богатства и благополучия. В народе было распространено поверье, что узор в виде колоса, как и дубового листа, также оберегал от нечести и злых духов.