Скульптура ящерицы из собрания музея принадлежит к числу садово-парковых декоративных произведений. Довольно массивная фигура выполнена из бронзы — этот металл выгодно смотрится в лучах солнца. В коллекции Николая Полякова, главы местного самоуправления в Городце, который передал скульптуру в дар музею, ящерица оказалась случайно. Ее привезли из Санкт-Петербурга на городецкий завод вместе с металлоломом. Но, к счастью, на нее обратили внимание местные рабочие, которым было жаль переплавлять произведение. Они-то и предложили скульптуру Полякову.
На тот момент она имела лишь один недостаток: у ящерицы отсутствовали три лапы. Но Николай Федорович нашел мастера, способного отлить недостающие части. Так скульптура была спасена и обрела свое место в музее. Сегодня посетителям разрешено не только погладить ящерицу, но и посидеть на ней.
В Россию садово-парковые скульптуры такого типа пришли из Европы во времена Петра I. Это было одно из веяний моды, которое он перенял и популяризовал в своей стране. При этом традиция украшать сады декоративными произведениями искусства зародилась еще в Древней Греции. Там появились самые первые известные сады — например, сады Академии, где собирались философы.
Часто садово-парковые скульптуры образовывали ансамбли, которые воспринимались как единое произведение. Таковы, например, сады эпохи барокко, самым известным примером которого служит Версаль. Еще один известный ансамбль — сад Тюильри в Париже.
Более сдержанными были сады классицизма: в них больше всего ценился пейзаж, который должен был служить воплощением гармонии природного и культурного начала. Скульптур здесь было немного, и большая часть служила данью восхищения античностью. Именно классицисты вернули в моду древнегреческих богов и муз, мифологических персонажей, амуров и обелисков. Пример такого сада — Архангельское в Подмосковье. Скульптуры животных тоже имеют символическое значение. Так, например, змея была символом мудрости, черепаха — долголетия, а ящерица — вечности.
На тот момент она имела лишь один недостаток: у ящерицы отсутствовали три лапы. Но Николай Федорович нашел мастера, способного отлить недостающие части. Так скульптура была спасена и обрела свое место в музее. Сегодня посетителям разрешено не только погладить ящерицу, но и посидеть на ней.
В Россию садово-парковые скульптуры такого типа пришли из Европы во времена Петра I. Это было одно из веяний моды, которое он перенял и популяризовал в своей стране. При этом традиция украшать сады декоративными произведениями искусства зародилась еще в Древней Греции. Там появились самые первые известные сады — например, сады Академии, где собирались философы.
Часто садово-парковые скульптуры образовывали ансамбли, которые воспринимались как единое произведение. Таковы, например, сады эпохи барокко, самым известным примером которого служит Версаль. Еще один известный ансамбль — сад Тюильри в Париже.
Более сдержанными были сады классицизма: в них больше всего ценился пейзаж, который должен был служить воплощением гармонии природного и культурного начала. Скульптур здесь было немного, и большая часть служила данью восхищения античностью. Именно классицисты вернули в моду древнегреческих богов и муз, мифологических персонажей, амуров и обелисков. Пример такого сада — Архангельское в Подмосковье. Скульптуры животных тоже имеют символическое значение. Так, например, змея была символом мудрости, черепаха — долголетия, а ящерица — вечности.